Надёжность поезда и человека Волжская магистраль

Надёжность поезда и человека

Сергей Васильев, слесарь-электрик моторвагонного депо Горький-Московский Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава

За многолетний добросовестный труд и профессионализм Сергею Васильеву присвоено звание почётного железнодорожника.

В августе в моторвагонном депо Горький-Московский поздравляли слесаря-электрика Сергея Васильева, которому за многолетний добросовестный труд и профессионализм приказом генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова было присвоено звание почётного железнодорожника.

Слесарь-электрик – человек, который на железной дороге не на виду. Пассажиры электрички видят локомотивную бригаду и кассиров, путейцев, работающих на перегоне, дежурных по станции. И не задумаются, чем обязаны в пути слесарю-электрику. 

Работает Сергей Васильев в цехе ремонтов цикла ТР-2 и ТР-3. Причём занят даже не самим ремонтом электропоездов, а не менее важным делом – подготовкой после него составов к эксплуатации. За месяц в цехе проходят текущий ремонт двух циклов – в зависимости от пробега – в среднем шесть поездов из трёх депо Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава: Горький-Московский, Казань, Киров. 

Менее сложный ТР-2 занимает четверо суток, более сложный ТР-3 – десять. У каждого работника двух смен цеха свои задачи. Сергей Васильев занимается вагонами одним из последних. Его задача – проверить все узлы и оборудование, связанные с электрической частью. Это от его внимания и профессионализма зависит, чтобы в поезде не отказали тяговые электродвигатели, отопление, освещение. Да, собственно, на то она и электричка, что всё в ней на электричестве. И мелочей здесь не бывает.

«Приезжаю в депо к восьми. Что у нас сегодня – готовим поезд к обкатке или уже обкатываем? Начинаю проверку – внимательно, узел за узлом. Или едем на уже готовом поезде. Нам ставят в график «нитку», чтобы было туда и обратно не меньше 100 км и режимы движения были разными. Я хожу по вагонам и смотрю, как ведут себя узлы, – рассказывает Сергей Васильев. – Это всё. И ничего необычного не происходит». 

Всё ли всегда гладко?

Иногда во время обкатки могут вылезти какие-то недоделки. Но на то она и обкатка, чтобы всё увидеть в ходе такой поездки, а не потом, когда поезд выйдет на маршрут с пассажирами. А профессионал на то и профессионал, чтобы понять причину любой обнаруженной неисправности и решить проблему. 

«Сергей Васильев – очень внимательный и ответственный человек, – говорит мастер цеха Роман Большаков. – Он прекрасно знает технику, и всё, что прошло через его руки после ТР-2 и ТР-3, обязательно будет работать».

В былые времена о таких людях говорили, что у них одна-единственная запись в трудовой книжке. Сейчас у каждого записей немало: переименовываются и переподчиняются предприятия, меняются названия подразделений. 

Но здесь другой случай: в 1982 году Сергей Васильев пришёл именно в этот цех и занялся именно тем, чем занимается сегодня. Вернулся он тогда после службы на флоте в родную деревню в пригороде Горького. Надо было искать работу, и один из его друзей посоветовал пойти ремонтником в депо. Ездить на работу – всего несколько остановок. А железная дорога – солидная организация.

«Я это ощутил, особенно в 90-е годы: вокруг рушились большие предприятия, люди теряли работу, не получали денег. А у нас была стабильность – и зарплата достойная, и медицинское обслуживание. Коллектив понравился сразу – дружный, доброжелательный. Я пришёл – ничего не умел, научили. Многим обязан наставнику, слесарю Николаю Сударикову, мастеру Юрию Софронову», – рассказывает Сергей Васильев.

Но и от него самого депо потребовало и идеальной производственной дисциплины, и профессионализма. Заставило засесть за техническую литературу, за инструкции. И он справился с задачей, хотя за плечами его не было ни ПТУ, ни техникума. 

С поступлением новой техники менялась и работа. Сергей Васильев начинал, когда в депо ещё эксплуатировались поезда ЭР – из числа самых первых электричек на переменном токе. Они были уже старыми, и с ними поэтому было непросто. 

В начале века пришли долгожданные отечественные поезда ЭД, уже начинённые электроникой. С каждым годом её становилось всё больше и она усложнялась, надо было идти в ногу со временем.

Никаких геройских поступков Сергей Васильев не совершает: не спасает пассажиров, не предотвращает экстремальных ситуаций. Но по сути – предотвращает. Каждый его рабочий день – это внимательный, спокойный труд именно во имя того, чтобы таких ситуаций не было. И как раз за это его высокая награда – за многолетний добросовестный труд и профессионализм.
Автор: Николай Морохин