Орден, что носят у сердца Волжская магистраль

Орден, что носят у сердца

Василий Пинаев, техник I категории станции Нижний Новгород-Сортировочный

О заслугах работника станции Нижний Новгород-Сортировочный свидетельствует государственная награда.

Кто сказал, что подвиг - это разовый акт доброй воли? На Горьковской железной дороге немало работников, которые трудятся не покладая рук каждый день, обеспечивая ту самую стабильность, которая является визитной карточной ОАО "РЖД". Одним из таких железнодорожников является Василий Пинаев, работник станции Нижний Новгород-Сортировочный, который недавно был награждён орденом "За заслуги перед отечеством" II степени.

В этом огромном зале с высокими потолками и  изящной лепниной, где проходит церемония награждения, я почему-то сразу угадываю его среди остальных. Несмотря на диссонанс между его собственной скромностью и торжественностью, и даже помпезностью мероприятия, Василий Пинаев держится так, словно всё это для него уже не в новинку: строгий костюм и военная выправка, светские беседы за символическим бокалом шампанского.

Как и подобает истинным героям, Василий Николаевич о своих заслугах говорит более чем лаконично: 

– Эта награда для меня неожиданна и приятна. Я очень рад, что мой труд и вклад в общее дело оценили так высоко. Я счастлив быть здесь. Хочу выразить благодарность руководителям, своему коллективу. Без них у меня, конечно бы, ничего не получилось!

Кстати, эта награда у железнодорожника не первая: в копилке и Почётная грамота президента ОАО «РЖД», и ценный подарок от начальника дороги. Труду на благо магистрали Василий Николаевич посвятил почти три десятка лет. Признаётся: сразу понял, что железная дорога – целиком и полностью его стезя. Иначе и быть не могло – семейная династия.

Вместе с родственниками жены, с которой он познакомился ещё в железнодорожном техникуме, на дороге работают около десяти человек из их династии. Кстати, и Сергей, и Светлана защитили диплом на «отлично». Но Светлана на дорогу сразу после окончания техникума не попала – условия для приёма были очень жёсткие, не взяли даже с красным дипломом. Сейчас она работает на ГЖД электромехаником связи. 

Василию Николаевичу с работой повезло сразу. Вся его жизнь связана со станцией Нижний Новгород-Сортировочный. Ещё с тех времён, когда она называлась Горький-Сортировочный. Здесь он начинал с должности составителя поездов, затем работал оператором сортировочной горки, дежурным по горке. Самая важная для него должность – станционный диспетчер. После сокращений переведён техником первой категории. Следит за инвентарём строгого учёта.

– Весь инвентарь должен быть в порядке, потому что это связано, в первую очередь, с безопасностью движения поездов, – поясняет Василий Николаевич.

Он признаётся, что, конечно, любил свою прежнюю должность – и зарплата выше, и работать интересно, да и масштаб другой: в подчинении около 40 человек. Но и теперь ответственность тоже немалая – куда без неё на железнодорожном транспорте? 

– За инвентарём тоже стоят люди. А с ними мне никогда трудно работать не было – находил общий язык со всеми. На должностях диспетчера, дежурного научился выстраивать отношения: кого-то нужно похвалить, а кого-то и поругать, – рассказывает железнодорожник.

В 90-е Василий Пинаев попытался сменить профессию железнодорожника на литейщика в одном кооперативе – деньги на тот момент были хорошие. Проработал год, но вновь вернулся на «железку». Все кооперативы стали рассыпаться, а железная дорога «была, есть и будет». А ещё вернуться заставила тоска по коллективу, да и по самой работе на магистрали. 

– Как выучился на движенца в техникуме, так и проработал им всю жизнь, – говорит Василий Пинаев.

Весомым вкладом в общее дело стало наставничество. Обучал и станционных, и маневровых диспетчеров. Признаётся, что учить других – это всегда тяжёлый труд, если, конечно, хочешь добиться хороших результатов. Судя по всему, Василию Николаевичу это вполне удалось: многие из его учеников стали руководителями станций, а некоторые смогли подняться и выше.

– Быть наставником мне нравилось. Да и ученики были довольны. Быть может, это и привело меня к сегодняшней награде. Я передавал молодым работникам весь свой опыт и всегда говорил: «Вы должны знать больше меня».

– Приятно ли знать, что ученики превосходят своего учителя? – интересуюсь я.

– У меня нет никакой зависти в этих случаях. Абсолютно! – честно признаётся железнодорожник. – Мне, наоборот, радостно за них. Иначе зачем учить? Зачем за это браться?
Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. И, глядя на чету Пинаевых, всё больше убеждаешься в этом. На мои вопросы они отвечают то хором, то заканчивая фразы друг друга.

– Я считаю, что эта награда и моя заслуга тоже. Наполовину – уж точно, – смеётся Светлана Юрьевна. 

А Василий Николаевич и не против – без её заботы ему и вправду пришлось бы нелегко: смены по 12 часов, особый режим дня. Тем не менее любящая супруга всегда понимала, как тяжело приходится главе семьи на железной дороге, поэтому даже с появлением маленькой дочери делала всё, чтобы он как следует высыпался. 

– А ещё я всегда хотела быть женой настоящего профессионала, поэтому я его на это вдохновляла как могла! – улыбается она.
Автор: Диана Литвинова