Состав с «лимонкой» Вперёд

Состав с «лимонкой»

Владимир Селиванов, осмотрщик-ремонтник

Владимир Селиванов обнаружил в вагоне грузового поезда гранату и предотвратил возможные тяжёлые последствия.

По решению комиссии ЮВЖД осмотрщику-ремонтнику эксплуатационного вагонного депо Стойленская присуждена премия имени бывшего заместителя начальника дороги – главного ревизора по безопасности движения Ивана Лысенко.

Так ежегодно отмечаются юговосточники, которые внесли наибольший вклад в обеспечение безопасности движения поездов.

Сцена Дворца культуры железнодорожников в торжественном убранстве профессионального праздника, аплодисменты и диплом лауреата из рук представителя семьи Лысенко Алексея – всё это будет потом. А тогда, в морозное ночное дежурство с 10 на 11 января 2018 года, он о почестях даже помыслить не мог. По обыкновению добросовестно выполнял свою работу, в которой случайностям нет места.

«Убирать посторонние предметы при техническом обслуживании поездов входит в наши обязанности. Заметил целлофановый пакет и поднял. Каждый его смог бы увидеть, просто идти именно по этой стороне выпало мне», – считает Владимир Селиванов.

Грузовой состав с «начинкой» зашёл на 10-й путь парка «Б» станции Валуйки в 23.40. В технологическом окне боковой рамы 51-го с головы вагона под целлофаном притаилась боевая граната. Первая реакция на находку? Шок! Отслужив в своё время в морском флоте, Владимир сумел молниеносно распознать марку Ф-1 и оценить степень опасности. Однако времени на испуг не было.

«Сразу же сообщил старшему осмотрщику смены Владимиру Гришину. Поезда с соседней республики обрабатываем совместно с пограничниками, они попросили немедленно уйти и больше никого не пускали», – его рассказ скуп на эмоции.

Между тем события развивались нешуточные. Сработала схема оповещения: в 1.20 прибыли сотрудники полиции, в 2.15 – кинологи с собакой, уже через десять минут вызвали группу сапёров из Белгорода. Пока они не приехали, движение на въезд и выезд было перекрыто. 

Трудно сказать, какую цель должна была поразить «лимонка», в любом случае она её не достигла. Благодаря оперативным и грамотным действиям осмотрщика-ремонтника вагонов Владимира Селиванова были приняты своевременные меры.

В вагонное депо Валуйки Владимир пришёл по объявлению о наборе в 2003 году, отучившись в Валуйском СПТУ-28 на мастера буровых установок и насквозь пропитавшись за долгих три года службы солёными ветрами Балтийского моря. Его трудовая биография начиналась в стороне от стальной магистрали, однако, как это часто случается, продолжилась по примеру мамы. Нина Попова, отработавшая более 30 лет стрелочником и проводником в пригородных поездах, выбор сына одобрила: на железной дороге порядок и стабильность.

Селиванову предложили должность ученика слесаря по ремонту вагонов с перспективой стать осмотрщиком-ремонтником.

«Меня сразу предупредили, что работа ответственная, от которой во многом зависит безопасность движения, – рассказывает он. – И я начал приобретать первые производственные навыки, учился на практике, на технических занятиях, читал специальную литературу, журналы и справочники».

Сегодня Владимир – осмотрщик-ремонтник шестого разряда. За 15 лет в деле своём поднаторел и стал настоящим профессионалом, однако увлечённость и стремление к знаниям только крепнут год от года. Периодически штурмует курсы повышения квалификации в Воронеже. 

Он и сам стал опытным наставником для новичков:

«Обучаю вновь прибывших, во время стажировки рассказываю им, что за чем смотреть, в каком порядке. 12 позиций осмотра вагона надо знать, как свои пять пальцев».
В его профессиональные сети попадаются по большей части трещины надрессорных брусов в боковых рамах тележек, а также другие дефекты, которые могут привести к беде, если вовремя их не заметить. Точное их количество знает лишь журнал браков. Бывает и «рыба» покрупнее. Денежные премии и Благодарность начальника ЮВЖД подтверждают заслуги.

«Никаких хитростей, – заявляет. – Как и все, осматриваем с напарником Алексеем Жолобовым составы с двух сторон. При встрече поездов с ходу можно выявить разрушение букс и много других неисправностей. Главное в нашей работе – бдительность. Требуется хорошее зрение, особенно в ночное время. Лично я на него не жалуюсь, пока обхожусь без очков».

Метод Селиванова, действительно, простой и бесхитростный – чёткое следование букве инструкций, законам безопасности движения. И зиждется он на трёх «китах»: внимательность, грамотность и ответственность.

На крупной сортировочной станции работы осмотрщикам всегда хватает. И часа не проходит без того, чтобы не раздался гудок прибывающего локомотива, тянущего за собой десятки вагонов. За смену осматривают до 20 грузовых поездов. Это много, но на трудности наш герой жаловаться не привык, как и на условия работы. Разве что, говорит, порой мешают летняя жара, зимние морозы да осенние дожди… 

Погоду небесной канцелярии не закажешь, но создавать благоприятный микроклимат в смене из 17 человек получается:

«Коллектив у нас очень хороший, дружный. Главный закон в нём – взаимовыручка. Если кто-то не справляется, например, с ремонтом – зовёт, идём и помогаем».

Известие о том, что Владимир Селиванов поедет в Воронеж получать премию, приятно удивило его товарищей по работе, со всех сторон сыпались поздравления. Не меньшим сюрпризом стало оно и для самого лауреата:

«Не ожидал такой высокой награды, хороший подарок к дню рождения получился, 53 года в октябре исполнится».

Семья – дом – огород – рыбалка – в такой последовательности определяет Владимир Селиванов свою жизнь вне работы. А мама оказалась права:

«Мне нравится на железной дороге и всё здесь устраивает. Зарплату выплачивают стабильно, день в день. Сегодня десятое число? Значит, должна быть. Путёвки в санаторий – пожалуйста».

Как бы ни манила речная гладь клёвом, а приусадебный участок – урожаем, он всегда собран и готов заступить на смену. И тяжёлая сумка с шаблонами, фонарём, молотком и другими инструментами в полном порядке. Такова специфика работы. Таково призвание рабочего человека, отдающего всего себя избранной профессии железнодорожника.
Автор: Константин Ефремов