Памятная стрелка
Александр Барабаш, заместитель главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по Комсомольскому региону
Заместитель главного ревизора дороги предупредил сход поезда на станции Почепта.
Обязанности заместителя главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по Комсомольскому региону Александр Барабаш принял на себя совсем недавно. О техническом состоянии пути на вверенном полигоне магистрали ему говорят не только цифры и факты из описаний событий и происшествий. При «погружении» в полигон во время одной из проверок он сам обнаружил трудновыявляемый дефект на стрелочном переводе.
Вообще-то чаще всего дефекты рельсов, угрожающие безопасности движения поездов, обнаруживают сами путейцы. Случается, что беду предупреждают ревизоры, в обязанности которых входит проверка технического состояния пути. Но вот чтобы руководитель региональной ревизорской службы предупредил сход – это случай редчайший. А произошло это на станции Почепта, куда Александр Барабаш и его подчинённый, ревизор Павел Пильков, прибыли с плановой проверкой. Павел Пильков должен был проверить на станции пути, а Александр Барабаш решил ему в этом помочь и взял на себя обязанности рядового ревизора. Он отправился проверять техническое состояние одного из путей станции. Как положено, осмотрел и стрелочный перевод.
Здесь надо напомнить, что стрелочный перевод – устройство сложное, не все его детали можно проверить дефектоскопной тележкой. Есть в нём такие места, где нужен визуальный осмотр. И только глаза дефектоскописта или монтёра пути могут в таких случаях определить дефект. При осмотре заместитель главного ревизора дороги сразу выявил крупную трещину в хвостовой части сердечника крестовины стрелочного перевода.
– Такие крестовины с трещинами считаются остродефектными и подлежат немедленной замене, – рассказывает ревизор по безопасности движения поездов Павел Пильков. – Трещина была настолько серьёзной, что при значительной скорости поезда обязательно произошёл бы его сход. И тогда вся горловина станции была бы забита сошедшими с рельсов вагонами. Такие случаи мне уже приходилось наблюдать в своей практике. Это сотни метров искорёженного пути и сбитых рядом с ним напольных устройств. Никому не пожелаешь такое видеть.
Дальше ревизоры стали разбираться, почему эта трещина ранее никем не была обнаружена, хотя по всем признакам начало её появления можно было заметить ещё месяц назад. Подняли соответствующие документы. В июне по этому пути с проверкой прошёл специальный вагон-лаборатория. Он трещину не обнаружил. В августе путь проверял дефектоскопист. Его аппаратура на дефект тоже не среагировала. И это понятно. В таком месте сам дефектоскоп бесполезен. Но вот оператор это место обязательно должен был осмотреть. А он не осмотрел. Ревизоры долго выясняли, почему путеец не выполнил свои обязанности в полной мере.
– Нас насторожил этот случай не сам по себе, – рассказывает Александр Барабаш. – До этого такую же трещину нашли на одном из стрелочных переводов в Горинской дистанции пути. А это говорит уже о системе: дефектоскописты при проверке не осматривают, как положено, стрелочные переводы. Станцию Почепта контролирует Высокогорненская дистанция пути. Её начальника Евгения Карпеца я предупредил, что второе подобное происшествие будет рассматриваться уже как закономерность и будут приниматься соответствующие меры. Информацию довели и до других дистанций пути.
Кто-то может сказать, что руководитель ревизорского аппарата обнаружил дефект случайно. Но Павел Пильков объяснил, что здесь следует рассматривать как случайность, а что – как закономерность.
– То, что Александр Владимирович выбрал для проверки именно тот путь, где оказался дефект, это, конечно, случайность. Но в самом обнаружении никакой случайности нет. Такой дефект может определить лишь человек, имеющий определённые навыки. А Александр Барабаш, как показывает практика, их в полной мере имеет.
Дело в том, что раньше Александр Барабаш в хозяйстве пути никогда не работал. Но после того как получил назначение на должность заместителя главного ревизора, он прошёл подготовку, необходимую для проведения подобных проверок.
Обязанности заместителя главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по Комсомольскому региону Александр Барабаш принял на себя совсем недавно. О техническом состоянии пути на вверенном полигоне магистрали ему говорят не только цифры и факты из описаний событий и происшествий. При «погружении» в полигон во время одной из проверок он сам обнаружил трудновыявляемый дефект на стрелочном переводе.
Вообще-то чаще всего дефекты рельсов, угрожающие безопасности движения поездов, обнаруживают сами путейцы. Случается, что беду предупреждают ревизоры, в обязанности которых входит проверка технического состояния пути. Но вот чтобы руководитель региональной ревизорской службы предупредил сход – это случай редчайший. А произошло это на станции Почепта, куда Александр Барабаш и его подчинённый, ревизор Павел Пильков, прибыли с плановой проверкой. Павел Пильков должен был проверить на станции пути, а Александр Барабаш решил ему в этом помочь и взял на себя обязанности рядового ревизора. Он отправился проверять техническое состояние одного из путей станции. Как положено, осмотрел и стрелочный перевод.
Здесь надо напомнить, что стрелочный перевод – устройство сложное, не все его детали можно проверить дефектоскопной тележкой. Есть в нём такие места, где нужен визуальный осмотр. И только глаза дефектоскописта или монтёра пути могут в таких случаях определить дефект. При осмотре заместитель главного ревизора дороги сразу выявил крупную трещину в хвостовой части сердечника крестовины стрелочного перевода.
– Такие крестовины с трещинами считаются остродефектными и подлежат немедленной замене, – рассказывает ревизор по безопасности движения поездов Павел Пильков. – Трещина была настолько серьёзной, что при значительной скорости поезда обязательно произошёл бы его сход. И тогда вся горловина станции была бы забита сошедшими с рельсов вагонами. Такие случаи мне уже приходилось наблюдать в своей практике. Это сотни метров искорёженного пути и сбитых рядом с ним напольных устройств. Никому не пожелаешь такое видеть.
Дальше ревизоры стали разбираться, почему эта трещина ранее никем не была обнаружена, хотя по всем признакам начало её появления можно было заметить ещё месяц назад. Подняли соответствующие документы. В июне по этому пути с проверкой прошёл специальный вагон-лаборатория. Он трещину не обнаружил. В августе путь проверял дефектоскопист. Его аппаратура на дефект тоже не среагировала. И это понятно. В таком месте сам дефектоскоп бесполезен. Но вот оператор это место обязательно должен был осмотреть. А он не осмотрел. Ревизоры долго выясняли, почему путеец не выполнил свои обязанности в полной мере.
– Нас насторожил этот случай не сам по себе, – рассказывает Александр Барабаш. – До этого такую же трещину нашли на одном из стрелочных переводов в Горинской дистанции пути. А это говорит уже о системе: дефектоскописты при проверке не осматривают, как положено, стрелочные переводы. Станцию Почепта контролирует Высокогорненская дистанция пути. Её начальника Евгения Карпеца я предупредил, что второе подобное происшествие будет рассматриваться уже как закономерность и будут приниматься соответствующие меры. Информацию довели и до других дистанций пути.
Кто-то может сказать, что руководитель ревизорского аппарата обнаружил дефект случайно. Но Павел Пильков объяснил, что здесь следует рассматривать как случайность, а что – как закономерность.
– То, что Александр Владимирович выбрал для проверки именно тот путь, где оказался дефект, это, конечно, случайность. Но в самом обнаружении никакой случайности нет. Такой дефект может определить лишь человек, имеющий определённые навыки. А Александр Барабаш, как показывает практика, их в полной мере имеет.
Дело в том, что раньше Александр Барабаш в хозяйстве пути никогда не работал. Но после того как получил назначение на должность заместителя главного ревизора, он прошёл подготовку, необходимую для проведения подобных проверок.
Автор: Георгий Куниловский