Безопасность прежде всего Куйбышевский железнодорожник

Безопасность прежде всего

Ильшат Хатмуллин, монтёр пути

Своевременно заметив неисправность в движущемся составе, Ильшат Хатмуллин предотвратил серьёзное происшествие.

Монтёр пути Уфимской дистанции пути Ильшат Хатмуллин обнаружил сход колёсной пары, последствия которого могли быть трагичными, и вовремя принял меры к его устранению.

Утром третьего августа Ильшат по заданию дорожного мастера Эдуарда Васильева проводил путевой обход на перегоне Баранцево – Юрмаш.

Около девяти часов он находился на 47 км пятого пикета. Как раз в это время со стороны станции Иглино согласно расписанию по нечётному пути должен был проследовать грузовой состав. Как положено по инструкции, Ильшат заблаговременно сошёл на земляное полотно, и когда поезд приблизился, стал внимательно следить за его состоянием.

«Издалека я заметил странное пыление из-под вагонов в хвосте состава, – рассказывает Ильшат. – А через несколько минут обнаружил, что на одном из вагонов – он был 55-м по счёту, – слетела ось колёсной пары и её детали волочатся по пути».

Связавшись с дорожным мастером, обходчик тут же доложил о ситуации. Моментально через дежурного по станции Юрмаш были приняты меры для остановки состава.
Поезд, следовавший из Челябинска в Кинель, состоял из 69 вагонов и перевозил свыше 6200 тонн груза. Последствия схода колёсной пары могли быть самыми трагичными.
Выяснилось, что сошедшая колёсная пара повредила порядка девяти километров пути. Движение было закрыто. Восстановительные работы на перегоне потребовали привлечения дополнительной рабочей силы и техники.

«Работы продолжались больше шести часов, – рассказывает дорожный мастер Уфимской дистанции пути Эдуард Васильев. – На моей памяти, а я работаю на магистрали уже четверть века, у нас в дистанции это первый такой случай. Раньше с подобной угрозой безопасности движению мы не сталкивались».

За проявленную бдительность Ильшату Хатмуллину была объявлена Благодарность начальника Куйбышевской дирекции инфраструктуры, а также наш герой был представлен к награждению знаком «За безопасность движения».

Ильшат – потомственный железнодорожник. Его отец, Инсан Авхатович, до выхода на пенсию тоже трудился в Уфимской дистанции пути. Начинал с монтёра пути, потом был и бригадиром, и дорожным мастером.

«Именно отец буквально за руку привёл меня в дистанцию, – рассказывает Ильшат. – Я только вернулся из армии и думал, чем мне заняться, какую профессию выбрать. Но отец мне выбора не оставил».

Ильшат с самого начала чётко понимал, что его будущая работа будет связана с физическим трудом. Это его не испугало и не остановило. Вырос он в деревне, так что закалка была с детства. Да и отец с малых лет приучал не бояться трудностей, не искать лёгких путей.

Основным особенностям текущего ремонта пути учился у более опытных коллег. Отец в профессиональную деятельность сына никогда не вмешивался, считая, что тот до всего должен дойти своим умом. Усердие и добросовестность Ильшата способствовали тому, что он довольно-таки быстро стал мастером своего дела. Благодаря целеустремлённости и старательности повысил свою квалификацию до 4-го разряда. Параллельно он также выполняет обязанности путевого обходчика. 

«Есть люди, которые хотят сделать карьеру, а есть те, кто просто мечтает стать «профи» в деле, которым занимается. Ильшат из таких, – отзывается о своём подчинённом Эдуард Васильев. – Человек он ответственный, все поручения выполняет чётко и в назначенный срок. За ним можно не перепроверять».

За день нашему герою пешком приходится преодолевать расстояние  в несколько километров. И при этом всегда надо быть начеку. Обходчик должен внимательно осматривать каждый стык, проверяя соответствие зазоров требуемым нормам, не проходить мимо ослабленного крепёжного болта или сместившегося противоугона.

«То, что могу сделать сам, делаю. Это моя прямая обязанность, – поясняет железнодорожник. – В случае, если устранить неисправность не под силу, немедленно должен доложить мастеру. Тот, в свою очередь, принимает соответствующие меры: направляет для устранения неисправности бригаду монтёров, необходимую технику».

Хатмуллин давно привык к тому, что, и в дождь, и в снег, и в зной, и в холод приходится работать под открытым небом, что погодные условия никак не влияют на рабочий день путейца. Спасают надёжная спецодежда, хорошая физическая форма, настроение, чувство юмора и, безусловно, мужской характер. Без этих качеств в профессии путейца надолго не задержишься.

«Главное в нашей работе – точность её выполнения, – рассуждает железнодорожник. – Всегда необходимо помнить, что на тебе огромная ответственность – за безопасность грузов, за жизнь и здоровье пассажиров поездов. Путь, словно живой организм, требует постоянного ухода. Если своевременно выполнять осмотр и текущий ремонт, всё будет в порядке».

В самом начале своего трудового пути Ильшат думал, что не задержится надолго на железной дороге. Но с годами понял, что от добра добра не ищут.

«На магистрали есть ощущение того, что ты постоянно востребован, что и через месяц, и через два будет работа, – говорит он. – Это самое главное для человека – уверенность в завтрашнем дне».

Поощрение от руководства дирекции стало для нашего героя приятной неожиданностью.

«Никакого неординарного поступка я не совершил. Я всегда выполняю свою работу так, чтобы в первую очередь самому не было совестно за сделанное, – говорит он. – Но то, что мои действия не остались незамеченными, конечно, радует».

Свободное время Ильшат посвящает обустройству дома. Его они с отцом построили своими руками.

Как и все сельские жители, занимается земледелием, выращивая на своём участке овощные и фруктовые культуры.

«Работа всегда есть: то вскопать, то прополоть, то урожай собрать, – улыбается Ильшат. – Зимой немножко полегче, но тоже без дела не сижу. Надо запастись надлежащим грунтом и семенами, подкормками, подготовить место для будущей рассады. Но это – очень приятные хлопоты, ведь всё, что делается с любовью, а не по принуждению, – всегда удаётся».
Автор: Светлана Мяченкова