Ржавая змея
Ринат Хабибуллин, осмотрщик вагонного депо Петропавловск
Трещина длиной десять сантиметров угрожала движению.
Осмотрщик вагонного депо Петропавловск Ринат Хабибуллин предотвратил сход гружёного состава.
Ринат Шавкатович – человек очень обстоятельный. Надо видеть, как он собирается на смену. Получил сумку с инструментом? Обязательно её откроет, всё десять раз проверит: на месте ли шаблон, штанга с зеркалом, щётки, фонарик…
– А главное, полностью ли у фонарика заряжена батарея. Ведь, хотя у нас в парке даже ночью светло, как днём, без фонарика никак, – поясняет осмотрщик.
После этого он обязательно переложит инструменты так, как ему удобно, чтобы каждая «приспособа» буквально сама в руки прыгала и не нужно было тратить на её поиск драгоценные рабочие секунды.
– Составов за смену у меня бывает до нескольких десятков, и каждый вагон надо проверить по десятку позиций. Так что впустую тратить время ¬нельзя, – говорит Ринат Шавкатович.
В парке он наизусть знает особенности каждого рабочего прохода и, пожалуй, даже способен назвать диаметр щебня, уложенного на разных участ¬ках. Говорит, без этого тоже нельзя. При осмотре вагонов смотреть под ноги некогда…
Сам осмотр он мысленно представляет в виде чёткой схемы.
– Конечно, я на память помню, какие операции и в какой последовательности должен проделать, на что надо обратить особое внимание, – говорит осмотрщик.
В «красной» зоне у него числятся автосцепки, крепление концевого крана, рукавов и, конечно, тормозная магистраль и ходовая часть вагона – тележки, колёсные пары.
– Для каждой зоны есть свои приёмы проверки, – поясняет осмотрщик. – Возьмём, к примеру, боковину. Здесь первым делом надо тщательно обследовать зону радиуса R-55. В этом месте максимальное сопряжение кузова и колеса. И именно здесь зарождается большинство трещин, которые, в случае их дальнейшего развития, могут привести к излому боковины и, соответственно, к сходу.
Та ночная смена началась вполне обычно. Ринат Шавкатович успел встретить и проводить несколько составов, а в перерывах даже перекинулся парой слов с коллегами, те похвастались поездкой на рыбалку. Потом подошёл гружёный состав направлением на Курган.
– Проверяю один вагон – нормально, второй – нормально, потом третий, четвёртый… Я уже почти дошёл до хвоста состава, заглянул при помощи зеркала за основание рамы очередного вагона, подсветил пространство фонариком… И увидел ржавую «змею». Трещина! Да ещё какая!
Уточним: Ринат Шавкатович в своём деле далеко не новичок. Более десяти лет трудится в депо. Успел многое повидать. Но тут даже он оторопел. Однако буквально за пару секунд справился с волнением и дальше действовал строго по инструкции.
– Неисправность подтвердили, вагон отправили в текущий ремонт… Позже я узнал, что величина трещины составила порядка десяти сантиметров. Серьёзное дело! Пожалуй, я такой большой и не видел раньше, – вспоминает осмотрщик.
А ещё он подумал, что ржавая «змея» – штука очень коварная. Буквально с каждым пройденным километром она прирастала миллиметрами. Если бы осмотрщик её не заметил, шанс, что вагон уйдёт под откос, увеличился бы многократно.
– Руслан Шавкатович, безусловно, один из лучших наших осмотрщиков. Только за последние девять месяцев он выявил четыре трещины боковых рам тележек и одну трещину обода колеса длиной 80 миллиметров, – рассказывает мастер участка производства ВЧД-4 Константин Асмольский. – Кстати, непонятно, как это объяснить, но большую часть трещин осмотрщик почему-то находит именно в ночную смену.
Константин Сергеевич уверен, что богатый «улов» Хабибуллина – это отнюдь не случайность. Помимо того, что осмотрщик отличается серьёзным отношением к работе, он ещё и учится постоянно.
– У нас в депо этому вопросу уделяют особое внимание, – говорит Ринат Шавкатович. – Когда я только пришёл на предприятие, мне сразу дали наставников. Мой руководитель Вадим Геннадьевич Любых всегда повторял, что соблюдать правила техники безопасности – это святая обязанность, подробно объяснил расположение путей, буквально на пальцах объяснял премудрости работы, учил всему, что знает сам, указывал, куда и как надо смотреть.
Осмотрщик до мельчайших подробностей помнит, как обнаружил первую в своей профессиональной карьере неисправность:
– Это был кольцевой маршрут. На втором с головы состава вагоне нашёл трещину диска. У меня даже в висках застучало. Позвал старшего смены, тот глянул и ахнул: трещина огромная! Непонятно, как вагон до нас добрался. В общем, похвалили меня. Было очень приятно, что с работой справился.
И сегодня, спустя десять лет, Хабибуллин всё так же учится: регулярно занимается в техклассе, слушает инструктажи, читает специальную литературу.
– Ринат Шавкатович – человек скромный. Он наверняка не сказал вам, что сегодня и сам выступает в качестве учителя. Хабибуллин не раз принимал участие в школах передового опыта, рассказывал о своих наработках. Для меня ценен и тот факт, что он серьёзно занимается с молодёжью, объясняет осмотрщикам, особенно первозимникам, в чём особенности работы в холодный период. Да и просто готовит их морально, внушает простые вроде бы правила, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, а то и вовсе эту жизнь сберегут, – говорит Константин Асмолинский.
Помимо железной дороги, в жизни Рината Шавкатовича есть и другие интересы. Особое место занимает рыбалка. Он наперечёт знает все озёра и реки в округе, везде побывал, но больше других любит Чистое и Ишим. Ездит туда и с друзьями, и один. Так же тщательно, как перед сменой, проверяет и укладывает свой рыбацкий саквояж. Ведь для каждой рыбы нужна своя наживка. Карасик, например, любит червей, а хищники кидаются на блесну (причём блёсен желательно иметь несколько). На рыбалке ему важно не то, сколько рыбы попадётся на крючок, привлекает сам процесс. Ринат Шавкатович говорит, что это особое удовольствие – сидеть с удочкой и смотреть на воду.
Он обожает трёхлетнюю внучку, зовет её «внучечка» и может возиться с малышкой часами. Железнодорожник даже не загадывает, кем она станет, когда вырастет.
– Не важно, какую профессию она выберет. Мне кажется, главное в жизни не то, кем ты работаешь, а то, как ты работаешь. Если человек делает свою работу честно, у него появляется и удовольствие от этой работы, и чувство уверенности в себе. Такой человек может спокойно спать по ночам, – говорит Ринат Шавкатович.
Осмотрщик вагонного депо Петропавловск Ринат Хабибуллин предотвратил сход гружёного состава.
Ринат Шавкатович – человек очень обстоятельный. Надо видеть, как он собирается на смену. Получил сумку с инструментом? Обязательно её откроет, всё десять раз проверит: на месте ли шаблон, штанга с зеркалом, щётки, фонарик…
– А главное, полностью ли у фонарика заряжена батарея. Ведь, хотя у нас в парке даже ночью светло, как днём, без фонарика никак, – поясняет осмотрщик.
После этого он обязательно переложит инструменты так, как ему удобно, чтобы каждая «приспособа» буквально сама в руки прыгала и не нужно было тратить на её поиск драгоценные рабочие секунды.
– Составов за смену у меня бывает до нескольких десятков, и каждый вагон надо проверить по десятку позиций. Так что впустую тратить время ¬нельзя, – говорит Ринат Шавкатович.
В парке он наизусть знает особенности каждого рабочего прохода и, пожалуй, даже способен назвать диаметр щебня, уложенного на разных участ¬ках. Говорит, без этого тоже нельзя. При осмотре вагонов смотреть под ноги некогда…
Сам осмотр он мысленно представляет в виде чёткой схемы.
– Конечно, я на память помню, какие операции и в какой последовательности должен проделать, на что надо обратить особое внимание, – говорит осмотрщик.
В «красной» зоне у него числятся автосцепки, крепление концевого крана, рукавов и, конечно, тормозная магистраль и ходовая часть вагона – тележки, колёсные пары.
– Для каждой зоны есть свои приёмы проверки, – поясняет осмотрщик. – Возьмём, к примеру, боковину. Здесь первым делом надо тщательно обследовать зону радиуса R-55. В этом месте максимальное сопряжение кузова и колеса. И именно здесь зарождается большинство трещин, которые, в случае их дальнейшего развития, могут привести к излому боковины и, соответственно, к сходу.
Та ночная смена началась вполне обычно. Ринат Шавкатович успел встретить и проводить несколько составов, а в перерывах даже перекинулся парой слов с коллегами, те похвастались поездкой на рыбалку. Потом подошёл гружёный состав направлением на Курган.
– Проверяю один вагон – нормально, второй – нормально, потом третий, четвёртый… Я уже почти дошёл до хвоста состава, заглянул при помощи зеркала за основание рамы очередного вагона, подсветил пространство фонариком… И увидел ржавую «змею». Трещина! Да ещё какая!
Уточним: Ринат Шавкатович в своём деле далеко не новичок. Более десяти лет трудится в депо. Успел многое повидать. Но тут даже он оторопел. Однако буквально за пару секунд справился с волнением и дальше действовал строго по инструкции.
– Неисправность подтвердили, вагон отправили в текущий ремонт… Позже я узнал, что величина трещины составила порядка десяти сантиметров. Серьёзное дело! Пожалуй, я такой большой и не видел раньше, – вспоминает осмотрщик.
А ещё он подумал, что ржавая «змея» – штука очень коварная. Буквально с каждым пройденным километром она прирастала миллиметрами. Если бы осмотрщик её не заметил, шанс, что вагон уйдёт под откос, увеличился бы многократно.
– Руслан Шавкатович, безусловно, один из лучших наших осмотрщиков. Только за последние девять месяцев он выявил четыре трещины боковых рам тележек и одну трещину обода колеса длиной 80 миллиметров, – рассказывает мастер участка производства ВЧД-4 Константин Асмольский. – Кстати, непонятно, как это объяснить, но большую часть трещин осмотрщик почему-то находит именно в ночную смену.
Константин Сергеевич уверен, что богатый «улов» Хабибуллина – это отнюдь не случайность. Помимо того, что осмотрщик отличается серьёзным отношением к работе, он ещё и учится постоянно.
– У нас в депо этому вопросу уделяют особое внимание, – говорит Ринат Шавкатович. – Когда я только пришёл на предприятие, мне сразу дали наставников. Мой руководитель Вадим Геннадьевич Любых всегда повторял, что соблюдать правила техники безопасности – это святая обязанность, подробно объяснил расположение путей, буквально на пальцах объяснял премудрости работы, учил всему, что знает сам, указывал, куда и как надо смотреть.
Осмотрщик до мельчайших подробностей помнит, как обнаружил первую в своей профессиональной карьере неисправность:
– Это был кольцевой маршрут. На втором с головы состава вагоне нашёл трещину диска. У меня даже в висках застучало. Позвал старшего смены, тот глянул и ахнул: трещина огромная! Непонятно, как вагон до нас добрался. В общем, похвалили меня. Было очень приятно, что с работой справился.
И сегодня, спустя десять лет, Хабибуллин всё так же учится: регулярно занимается в техклассе, слушает инструктажи, читает специальную литературу.
– Ринат Шавкатович – человек скромный. Он наверняка не сказал вам, что сегодня и сам выступает в качестве учителя. Хабибуллин не раз принимал участие в школах передового опыта, рассказывал о своих наработках. Для меня ценен и тот факт, что он серьёзно занимается с молодёжью, объясняет осмотрщикам, особенно первозимникам, в чём особенности работы в холодный период. Да и просто готовит их морально, внушает простые вроде бы правила, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, а то и вовсе эту жизнь сберегут, – говорит Константин Асмолинский.
Помимо железной дороги, в жизни Рината Шавкатовича есть и другие интересы. Особое место занимает рыбалка. Он наперечёт знает все озёра и реки в округе, везде побывал, но больше других любит Чистое и Ишим. Ездит туда и с друзьями, и один. Так же тщательно, как перед сменой, проверяет и укладывает свой рыбацкий саквояж. Ведь для каждой рыбы нужна своя наживка. Карасик, например, любит червей, а хищники кидаются на блесну (причём блёсен желательно иметь несколько). На рыбалке ему важно не то, сколько рыбы попадётся на крючок, привлекает сам процесс. Ринат Шавкатович говорит, что это особое удовольствие – сидеть с удочкой и смотреть на воду.
Он обожает трёхлетнюю внучку, зовет её «внучечка» и может возиться с малышкой часами. Железнодорожник даже не загадывает, кем она станет, когда вырастет.
– Не важно, какую профессию она выберет. Мне кажется, главное в жизни не то, кем ты работаешь, а то, как ты работаешь. Если человек делает свою работу честно, у него появляется и удовольствие от этой работы, и чувство уверенности в себе. Такой человек может спокойно спать по ночам, – говорит Ринат Шавкатович.
Автор: Марина Пономарёва