Быть всегда готовой Транссиб

Быть всегда готовой

Олеся Твердохлебова, инженер отдела техдокументации Инской дистанции сигнализации, централизации и блокировки

Чтобы помочь детям в реабилитации, инская железнодорожница преодолела свои страхи и неуверенность.

Когда речь заходит о таком заболевании, как рак, многие из нас представляют себе страшные картины, навеянные фильмами и сюжетами телепередач. Одни предпочитают не думать о таких вещах, другие помогают пациентам с онкологией рублём. И совсем немногие готовы встретиться с больными, чтобы поддержать их в сложной ситуации. Инженер отдела техдокументации Инской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, волонтёр Олеся Твердохлебова на своём примере доказала, что страхи не всегда обоснованы, а помощь другим приносит не меньше удовлетворения, чем работа за деньги.

«Добрые крышечки»
Олеся Андреевна – железнодорожница в четвёртом поколении. Уже с детства она знала, что её трудовая деятельность будет связана с магистралью. Окончив в 2013 году Омский госуниверситет путей сообщения, девушка получила распределение на станцию Инская.

– До работы на железной дороге я вообще не понимала, что такое волонтёрство, не знала, какие проекты можно реализовать, – рассказала она. – Иногда я участвовала в акциях по сбору средств для больного ребёнка, но не более того. Мои представления поменялись в мае 2017 года, когда я побывала на VII Слёте молодёжи Западно-Сибирской железной дороги, где познакомилась с руководителем волонтёрского отряда магистрали Маргаритой Ишковой. Тогда деятельность добровольцев стала мне по-настоящему интересна, я захотела присоединиться к ним.

Благие стремления молодой работницы поначалу коллеги восприняли с недоумением. Зачем в свой выходной день ехать куда-то и выполнять работу, за которую никто не заплатит? – задавались вопросом они. «Расшевелить» людей и привлечь их к волонтёрской работе казалось и вовсе непосильной задачей. Но позитивный настрой и напор в итоге одержали верх. Своим коллегам Олеся предложила простую, но действенную акцию – «Добрые крышечки». Её суть проста: добровольцы собирают крышки от пластиковых бутылок, сдают их на переработку, а вырученные средства отдают на благотворительность. Акция уже действует по всей России. Только в Новосибирске около 60 пунктов сбора таких отходов. 

– Волонтёрам нередко приходится слышать: «Зачем вы выставляете напоказ свои поступки, пишите об этом в соцсетях, рассказываете другим? Хорошие дела надо делать тихо». Но на деле выходит, что люди хотят участвовать в благотворительных проектах, хотят помогать, но не знают, где и как, – поделилась опытом Олеся Твердохлебова. – Когда я узнала о проекте «Добрые крышечки», я взяла пятилитровую пластиковую бутылку и постепенно стала её наполнять. На это требуется много времени. Тогда я решила, что один в поле не воин, и поставила такую бутылку на работе. Коллеги подключились очень активно. Сейчас у нас две бутылки и два пакета с крышечками – все почти заполнены до краёв. Моя коллега, электромеханик Елена Титова, меня очень порадовала: во время прогулок с собакой она в перчатках собирает крышки от бутылок, моет и приносит на работу. То есть она смогла перешагнуть определённый барьер и пойти дальше.

Как рассказала инженер, в первый раз волонтёры «Добрых крышечек» помогли ребёнку с ДЦП приобрести инвалидное кресло. Средства, собранные во второй раз, пошли на помощь детям с онкологическими заболеваниями.

Страхи не оправдались
Увидев активность и инициативность волонтёрского отряда Западно-Сибирской магистрали, в начале 2018 года к железнодорожникам обратился новосибирский благотворительный фонд «Защити жизнь». Представители организации поставили весьма деликатную задачу: помочь детям с диагнозом «рак», находящимся на реабилитации или лечении. Молодёжь согласилась. Добровольцам прочитали лекцию о правилах поведения, рассказали, с чем они могут столкнуться на практике. Вместе с сотрудниками фонда «Защити жизнь» ребята отправились в бердский пансионат, чтобы встретиться с детьми, проходившими реабилитацию, и их родителями.

– Дети, которые победили рак, ещё ведут замкнутый образ жизни. У них ослабленный иммунитет, поэтому общаться с обычными детьми они пока не могут. Получается, что во время реабилитации они вынуждены сидеть дома с родителями, – отмечает инженер. – Долгое время люди с онкологией буквально изолированы от общества. Исключения составляют только ребятишки с таким же диагнозом. Для того, чтобы постепенно вернуть детей в социум, их группой вывозят в место отдыха и придумывают для них развлекательную программу. И мне очень понравилась эта идея, что ребятишки и их родители могут какое-то время жить в пансионате, общаться друг с другом, получить помощь волонтёров, психологов, и это всё для них бесплатно.

О своих ожиданиях Олеся Твердохлебова говорит честно: изначально принимать участие в таком мероприятии было страшно. Боялась увидеть худых, безволосых малышей, при виде которых на глаза наворачиваются слёзы. Боялась выдать свой страх, неудобных вопросов, переживала, как всё пройдёт. Реальность оказалась совсем другой. Дети и подростки, проходившие реабилитацию, ничем не отличались от других. Если встретить их на улице, рассказывает девушка, не подумаешь, что этому человеку когда-то поставили страшный диагноз. Отзывчивые и открытые гости пансионата охотно откликались на все игры добровольцев.

– Мы предложили ребятишкам сделать поделку из различных материалов – дом, реку, горы, всё, что они захотят. Для этого им нужно было поговорить с торговцами из разных стран и получить строительные материалы. Но, конечно, не просто так: каждый волонтёр подготовил какое-то задание. Для зрелищности мы нарядились в различные костюмы. Я, например, была цыганкой Розой, – смеётся Олеся Андреевна. – Деткам нужно было найти отличия в карточках. Они отлично справились со всеми заданиями. Всё прошло замечательно. Они такие же жизнерадостные. Для них как будто ничего и не было.

Сейчас железнодорожница готовится перейти на следующий этап – отправиться к детям в больницу. Она уже выполнила необходимые для этого условия: прошла тренинг от фонда «Защити жизнь» и сдала полный пакет анализов. Здесь правила посещения гораздо строже: не снимать с лица медицинскую маску, не пытаться самостоятельно решать конфликтные ситуации, никогда не давать обещаний. Нужно соблюдать баланс между «холодным» этикетом и «тёплым» отношением. «Теперь надо быть всегда готовой, что в любой момент позвонят и скажут – сегодня мы едем в больницу», – говорит Олеся Твердохлебова.

Человек, паровоз и кошка
Когда твоя жизнь неразрывно связана с помощью другим, важно получить поддержку семьи. Инженеру Инской дистанции СЦБ в этом плане повезло: мама говорит о дочке с гордостью, муж Роман, диспетчер ШЧ-8, последовав примеру супруги, и сам вступил в ряды волонтёров. Теперь они вместе участвуют в различных акциях. Например, помогают по хозяйству ветеранам магистрали, ездят в приют для животных в Академгородке – выгуливают собак. 

Однажды в обед Олеся вышла с работы, чтобы встретиться с дедушкой. Погода в тот день не задалась – шёл дождь. Стоя недалеко от памятника-паровоза, девушка услышала мяуканье. Огляделась: промокший чёрный кот сидел наверху у самой кабины машиниста. Снять животное самостоятельно девушка не смогла, на помощь пришёл Роман.

– Я говорю мужу: «Смотри – это паровоз ФД, «Феликс Дзержинский». Назовём кота Феликс». Но когда мы приехали в ветеринарную клинику, врач сказала, что это не Феликс, а Феля, – с улыбкой говорит железнодорожница. – Видимо, это была домашняя кошка, но потерялась, около полугода прожила на улице. Потеряла клык и отморозила уши. Но более ласковое животное я никогда не видела.

Уличная жизнь оставила свой отпечаток: Феля не могла мириться с тем, что в доме есть кот. Даже пустить пушистого соседа на диван к хозяевам она не хотела. Для ласковой чёрной кошечки пришлось искать новых хозяев, о чём Олеся до сих пор вспоминает со светлой грустью и благодарностью за ласку.

– Сейчас, когда в России объявлен Год волонтёра, люди расширили своё мировоззрение, поняли, что можно получать удовольствие не только от того, что делаешь что-то за деньги. Можно находить удовлетворение в том, что кому-то помог. И я убедилась в этом на своём опыте,  – говорит железнодорожница.
Автор: Дарья Доротова