Минуты Валерия Старцева
Валерий Старцев, машинист моторвагонного депо Горький-Московский Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава
За 30 с лишним лет работы нижегородский машинист пришёл на помощь многим пассажирам.
В начале октября в Москве генеральный директор – прeдседатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров наградил машиниста моторвагонного депо Горький-Московский Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава Валерия Старцева знаком «Почётный железнодорожник». Более 30 лет машинист работает на железной дороге и зарекомендовал себя с самой лучшей стороны – и как профессионал своего дела, и как человек, неравнодушный к чужой беде.
За время своей работы Валерий Старцев помог не одному пассажиру. Последний случай был этим летом. Машинист вёл электричку из Арзамаса в Нижний Новгород. По связи пассажиров с машинистом поступил сигнал: плохо женщине. Она оступилась при посадке: нога то ли сильно подвернулась, то ли сломана.
Валерий Старцев чётко рассчитал свои действия. По однопутной линии поезд подходил к разъезду, где нужно было пропустить грузовой. Нескольких минут хватит, чтобы пройти пару вагонов, оценить ситуацию и принять решение. В кабине остался помощник. Времени, чтобы разобраться, хватило. Требовалась скорая. Её можно было вызвать к поезду на станцию Суроватиху, а можно позднее, в Петряевку.
Женщина попросила о Петряевке – это уже окраина Нижнего Новгорода. Лучше потерпеть, но оказаться всё-таки в больнице в своём городе. «Не волнуйтесь, врач придёт в вагон», – сказал ей машинист. Оставалось связаться с дежурным по ближайшей станции, всё объяснить. И когда поезд сбрасывал скорость на входных стрелках в Петряевке, Старцев убедился: скорая ждала, врач стоял на платформе.
«Такие истории, когда надо что-то решать, кого-то выручать, а счёт идёт на минуты, случаются каждый месяц, – говорит Валерий Старцев. – Мы должны быть готовы помочь пассажиру. Этот случай недавний. А так сколько всего было за эти годы!»
На железной дороге Валерий Старцев работает с начала 80-х. Поступить в техникум, чтобы научиться профессии машиниста, ему посоветовала мать. В семье на железной дороге никто никогда не работал. Но она рассудила: это престижное учебное заведение и достойная мужская профессия.
Весной 1983 года Валерия Старцева как лучшего студента-отличника техникум наградил поездкой. Не туристической, а правом в течение целого дня стоять в кабине, помогать, если потребуется, локомотивной бригаде, которая вела электричку сначала в Семёнов, затем в Гороховец. Такой была его первая поездка – на той самой зелёной электричке, макет которой стоит в музее депо.
Спустя два года во время практики старшекурсника взяли на несколько месяцев в штат помощником машиниста, хотя другим достались лишь несколько поездок в качестве дублёров. В депо убедились: у Старцева неплохие навыки. И уроки мастерства он получал тогда у машиниста Владимира Бабкина, с которым начал работать.
Но путь Валерия к профессии не получился прямым. После техникума он оказался в армии, в Афганистане. И хотя его подразделение охраняло гражданский аэродром, случалось оказываться и на блокпостах, и в засадах. Об этом напоминают две советские медали и две афганские, но сам машинист рассказывает о тех полутора годах скупо.
Часто вспоминал он на чужбине депо. И был уверен: будет работать после армии только там. Так оно и вышло. Вернулся Валерий в депо в июле 1988-го. С благодарностью вспоминает он машиниста Дмитрия Лепилина, с которым его тогда поставили работать: с ним удалось легко вернуть забытые навыки и многому научиться. А спустя шесть лет Валерий Старцев и сам уже встал за правое крыло в кабине электропоезда. И вскоре у него тоже появились подопечные. Сейчас они водят различные поезда: Алексей Горбунов – «Ласточки» на Московском центральном кольце, Сергей Лекомцев – «Сапсаны». Все они добром вспоминают первые месяцы работы с Валерием Старцевым.
Самых лучших машинистов, которые имели и опыт, и хорошую интуицию, в середине 2000-х годов руководство депо отобрало, чтобы решить непростую задачу. На узле решено было организовать движение скорых пригородных поездов. Было очевидно: тут мало только убрать в графике часть остановок – требовалось быстрое движение.
«Едем с одним из руководителей дороги по перегону в сторону Дзержинска. Я быстро набрал 100 км/ч. Он мне: «А что нам мешает идти 120?» Я отвечаю ему: «Здравый смысл. Да, путь позволяет эти 120. Но до остановки семь километров. Только разгонюсь – уже тормозить. Мы выиграем минуту, но расход электроэнергии резко увеличим. Стоит этих денег минута? Здесь всё надо считать».
Старцев стал одним из тех, кто повёл тогда электрички по дальним маршрутам. Однажды перед такой поездкой машинисту сообщили: в кабине целых пять часов будет ехать один из ревизоров дороги, у которого очень непростой характер. Обычно с первых минут бригада выслушивает его раздражённые замечания, а потом объясняется с начальством, которое получает длинную бумагу с перечислением ошибок и недочётов. Ревизор промолчал сумрачно за плечами Валерия Старцева всю дорогу от Нижнего Новгорода до Канаша. А потом вышел и сказал: «Спасибо».
«За безупречный труд. 20 лет» – так назывался знак, который Старцеву вручили в 2015 году. Нет, конечно, он проработал куда больше этого срока. Но, как признаётся машинист, безупречным себя никогда не чувствовал. «Вы возвращаетесь из рейса и узнаёте, что кому-то в таком-то вагоне показалось жарко. А сейчас осень. Поезд уходит рано, на улице градусов пять. И как добиться оптимального для всех режима? Но я стараюсь».
Люди, посвятив себя одному делу, словно срастаются со своей профессией. «Когда я женился, то сказал: всё что угодно, но мою работу нельзя ни трогать, ни обсуждать. Да, я десять раз в месяц могу ночевать в Ветлужской, в Гороховце, а не дома, редко провожу с семьёй целый день, не отдыхая перед рейсом. Но это такая профессия. И она кормит моих домашних. Даже в трудные времена, в 90-е, на неё можно было опереться, – говорит Валерий Старцев. – И я к ней так привык. Наступает отпуск. Первые дни ничего. А потом чувствую – не хватает её ритма, её напряжённости, счёта на минуты».
Но была этой осенью минута, которую он запомнит на всю жизнь, когда Олег Белозёров поблагодарил Валерия Старцева за работу и вручил высшую награду компании.
В начале октября в Москве генеральный директор – прeдседатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров наградил машиниста моторвагонного депо Горький-Московский Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава Валерия Старцева знаком «Почётный железнодорожник». Более 30 лет машинист работает на железной дороге и зарекомендовал себя с самой лучшей стороны – и как профессионал своего дела, и как человек, неравнодушный к чужой беде.
За время своей работы Валерий Старцев помог не одному пассажиру. Последний случай был этим летом. Машинист вёл электричку из Арзамаса в Нижний Новгород. По связи пассажиров с машинистом поступил сигнал: плохо женщине. Она оступилась при посадке: нога то ли сильно подвернулась, то ли сломана.
Валерий Старцев чётко рассчитал свои действия. По однопутной линии поезд подходил к разъезду, где нужно было пропустить грузовой. Нескольких минут хватит, чтобы пройти пару вагонов, оценить ситуацию и принять решение. В кабине остался помощник. Времени, чтобы разобраться, хватило. Требовалась скорая. Её можно было вызвать к поезду на станцию Суроватиху, а можно позднее, в Петряевку.
Женщина попросила о Петряевке – это уже окраина Нижнего Новгорода. Лучше потерпеть, но оказаться всё-таки в больнице в своём городе. «Не волнуйтесь, врач придёт в вагон», – сказал ей машинист. Оставалось связаться с дежурным по ближайшей станции, всё объяснить. И когда поезд сбрасывал скорость на входных стрелках в Петряевке, Старцев убедился: скорая ждала, врач стоял на платформе.
«Такие истории, когда надо что-то решать, кого-то выручать, а счёт идёт на минуты, случаются каждый месяц, – говорит Валерий Старцев. – Мы должны быть готовы помочь пассажиру. Этот случай недавний. А так сколько всего было за эти годы!»
На железной дороге Валерий Старцев работает с начала 80-х. Поступить в техникум, чтобы научиться профессии машиниста, ему посоветовала мать. В семье на железной дороге никто никогда не работал. Но она рассудила: это престижное учебное заведение и достойная мужская профессия.
Весной 1983 года Валерия Старцева как лучшего студента-отличника техникум наградил поездкой. Не туристической, а правом в течение целого дня стоять в кабине, помогать, если потребуется, локомотивной бригаде, которая вела электричку сначала в Семёнов, затем в Гороховец. Такой была его первая поездка – на той самой зелёной электричке, макет которой стоит в музее депо.
Спустя два года во время практики старшекурсника взяли на несколько месяцев в штат помощником машиниста, хотя другим достались лишь несколько поездок в качестве дублёров. В депо убедились: у Старцева неплохие навыки. И уроки мастерства он получал тогда у машиниста Владимира Бабкина, с которым начал работать.
Но путь Валерия к профессии не получился прямым. После техникума он оказался в армии, в Афганистане. И хотя его подразделение охраняло гражданский аэродром, случалось оказываться и на блокпостах, и в засадах. Об этом напоминают две советские медали и две афганские, но сам машинист рассказывает о тех полутора годах скупо.
Часто вспоминал он на чужбине депо. И был уверен: будет работать после армии только там. Так оно и вышло. Вернулся Валерий в депо в июле 1988-го. С благодарностью вспоминает он машиниста Дмитрия Лепилина, с которым его тогда поставили работать: с ним удалось легко вернуть забытые навыки и многому научиться. А спустя шесть лет Валерий Старцев и сам уже встал за правое крыло в кабине электропоезда. И вскоре у него тоже появились подопечные. Сейчас они водят различные поезда: Алексей Горбунов – «Ласточки» на Московском центральном кольце, Сергей Лекомцев – «Сапсаны». Все они добром вспоминают первые месяцы работы с Валерием Старцевым.
Самых лучших машинистов, которые имели и опыт, и хорошую интуицию, в середине 2000-х годов руководство депо отобрало, чтобы решить непростую задачу. На узле решено было организовать движение скорых пригородных поездов. Было очевидно: тут мало только убрать в графике часть остановок – требовалось быстрое движение.
«Едем с одним из руководителей дороги по перегону в сторону Дзержинска. Я быстро набрал 100 км/ч. Он мне: «А что нам мешает идти 120?» Я отвечаю ему: «Здравый смысл. Да, путь позволяет эти 120. Но до остановки семь километров. Только разгонюсь – уже тормозить. Мы выиграем минуту, но расход электроэнергии резко увеличим. Стоит этих денег минута? Здесь всё надо считать».
Старцев стал одним из тех, кто повёл тогда электрички по дальним маршрутам. Однажды перед такой поездкой машинисту сообщили: в кабине целых пять часов будет ехать один из ревизоров дороги, у которого очень непростой характер. Обычно с первых минут бригада выслушивает его раздражённые замечания, а потом объясняется с начальством, которое получает длинную бумагу с перечислением ошибок и недочётов. Ревизор промолчал сумрачно за плечами Валерия Старцева всю дорогу от Нижнего Новгорода до Канаша. А потом вышел и сказал: «Спасибо».
«За безупречный труд. 20 лет» – так назывался знак, который Старцеву вручили в 2015 году. Нет, конечно, он проработал куда больше этого срока. Но, как признаётся машинист, безупречным себя никогда не чувствовал. «Вы возвращаетесь из рейса и узнаёте, что кому-то в таком-то вагоне показалось жарко. А сейчас осень. Поезд уходит рано, на улице градусов пять. И как добиться оптимального для всех режима? Но я стараюсь».
Люди, посвятив себя одному делу, словно срастаются со своей профессией. «Когда я женился, то сказал: всё что угодно, но мою работу нельзя ни трогать, ни обсуждать. Да, я десять раз в месяц могу ночевать в Ветлужской, в Гороховце, а не дома, редко провожу с семьёй целый день, не отдыхая перед рейсом. Но это такая профессия. И она кормит моих домашних. Даже в трудные времена, в 90-е, на неё можно было опереться, – говорит Валерий Старцев. – И я к ней так привык. Наступает отпуск. Первые дни ничего. А потом чувствую – не хватает её ритма, её напряжённости, счёта на минуты».
Но была этой осенью минута, которую он запомнит на всю жизнь, когда Олег Белозёров поблагодарил Валерия Старцева за работу и вручил высшую награду компании.
Автор: Николай Морохин