Спринт на сообразительность Восточно-Сибирский путь

Спринт на сообразительность

Вячеслав Хмара, электромеханик моторвагонного депо Иркутск-Сортировочный

Чувства, которые испытывает Вячеслав Хмара от своей разработки, он сравнивает с ощущением выигравшего забег легкоатлета.

Званием «Почётного работника Восточно-Сибирской железной дороги» отметило руководство отметило умение рационализатора повышать эффективность технологических процессов.

Когда накануне профессионального праздника локомотивщики Вихоревки узнали, что в числе награждённых списке удостоенных звания есть фамилия электромеханика моторвагонного депо Иркутск-Сортировочный Вячеслава Хмары, многие наверняка были уверены, что это не кто иной, как трудившийся с ними в одном локомотивном депо в качестве слесаря и бригадира их коллега.

И действительно: упомянутый в почётном списке – тот самый Вячеслав, который девять лет назад в связи с полученным его супругой предложения работать в одном из отделов Восточно-Сибирского регионального общего центра обслуживания переехал в Иркутск. 

В Вихоревке Вячеслава считают слесарем высшей категории. Уважают за поступки и дела. Одно то, что однажды он передал узловой библиотеке более 300 книг чего стоит, не говоря уж о его заслугах на производственном поприще, которому он с максимально возможной ответственностью и прилежанием служил 17 лет.

Таким же он себя зарекомендовал и в моторвагонном депо Иркутск-Сортировочный, где у него репутация маститого специалиста, знающего все тонкости технологию ремонта подвижного состава.

Специализация у Хмары в иркутском депо узкая. Обслуживает регистраторы параметров движения и автоведения электропоездов. В рамках своих должностных обязанностей ведёт их проверку, выполняет необходимый перечень профилактических мероприятий. При необходимости ремонтирует.

Всё делает вовремя, с требуемым качеством. Без претензий машинистов и руководства депо.  

Помимо обслуживания регистраторов ремонтирует инструменты и оборудование, которое используется в технологических процессах предприятия. Бывает, изготавливает оснастку. А случается и так, что организует новые производственные мощности, предназначенные для выпуска деталей, используемых при проведении ремонтных работ.

Возможность убедиться, насколько в моторвагонном депо востребованы компетенции Вячеслава, у меня была в первые же минуты встречи с ним. Завязавшийся между нами разговор в помещении, где расположено его рабочее место, получившее у новаторов депо название «экспериментальное бюро», неоднократно прерывался. То и дело собеседник вынужден был отвлекаться, чтобы проконсультировать кого-то по телефону или уделить внимание работнику, обратившемуся с просьбой устранить неисправности в  инструменте.

– Благодаря высокой квалификации Вячеслава Александровича депо только за счёт восстановления вышедших из строя инструментов экономит десятки тысяч рублей, – рассказал главный механик предприятия Виктор Козловцев. – Тем самым сокращается время проведения технологических операций, уменьшаются эксплуатационные затраты. И, главное, устраняются предпосылки, ведущие к увеличению простоя подвижного состава при плановых и неплановых видах обслуживания и ремонта электропоездов. Зачастую бывает и так, что инструмент, претендующий на списание, попав в руки Вячеслава Александровича, обретает вторую жизнь. Так произошло недавно с одним из электрических гайковёртов. Вместо отправки в утиль, рационализатор заменил ему начинку и перевёл на сжатый воздух. На днях инструмент будет опробован в деле.  

В минувшем году Вячеславом Хмарой найден способ улучшения контакта плавких предохранительных вставок номиналом 6, 10 и 15 ампер с токопроводящим проводом. Для чего он изготовил приспособление собственной конструкции. И тем самым продлил работоспособность вставок.  

За время работы в иркутском депо Вячеславом внедрено более двадцати рацпредложений. Одно из них позволило организовать на базе предприятия выпуск резинотехнических изделий, используемых в электропоездах. Продвигая эту мысль, в тандеме с Виктором Козловцевым, он сконструировал гидравлический пресс, на котором изготавливаются из сырой резины запасные части, востребованные при ремонте кузовного оборудования и механических узлов электропоездов.

– За одну рабочую смену, например, на этом оборудовании можно сделать более ста амортизационных резиновых шайб, которые идут для подвески редуктора моторного вагона, – пояснял мой собеседник.

Изделия, сделанные на этом прессе, по утверждениям работников депо, нисколько не уступают приобретённым в торговой сети.

Данное оборудование позволило предприятию уйти от зависимости перед поставщиками и сберечь немалые средства.

Внедрённая технология воссоздаёт действовавший одно время процесс изготовления резинотехнических изделий в Вихоревском локомотивном депо. 

– Вспомнив о нём, я и предложил организовать что-то подобное на базе моторвагонного депо Иркутск -Сортировочный, – рассказывает Вячеслав.

Кстати, именно во время работы в Вихоревском локомотивном депо он внёс свое первое рацпредложение. Узнав о том, что в салонах электропоездов быстро выходят из строя вешалки, выполненные из алюминиевого сплава, предложил делать их из стали. С этой целью изготовил гибочное приспособление. И проблема исчезла. Там же по его предложению на операциях при замене стёкол на окнах вагонов стали использовать струбцины. В результате численность привлечённых на эту операцию работников сократилась с трёх до двух человек. 

По словам Вячеслава, его вовлечению в рационализаторское творчество поспособствовала производственная практика на этом предприятии, которую он проходил, обучаясь в старших классах местной школы.

– Большая часть моих одноклассников специализировалась на помощника машиниста локомотива. Меня же привлекала работа слесаря, в которой всегда есть место для творчества, – вспоминает он.

Сказался и пример родственников. В локомотивным депо Вихоревка трудилась его бабушка Нина Ермолаевна Смирнова. Машинистом электровоза был отец Александр Григорьевич. Экономистом-бухгалтером работала мама Римма Александровна. Каждый из них по-своему проявляли себя на рабочем месте и подавали пример отношения к труду. 

Сейчас Вячеслав снова занят интересным проектом. Совместно с Виктором Козловцевым завершает монтаж ещё одного пресса для изготовления пластмассовых деталей. Спрос на них немалый. На этом оборудовании рационализаторы планируют делать трубки для радиостанций, дверные ролики, ручки дверей, втулки фрикционных гасителей колебаний, рукоятки инструментов и многое другое. Экономия, полагают они, будет немалой.

– Разработка рационализаторских предложений мне всегда приносит внутреннее удовлетворение, – заключает Вячеслав. – Сделав что-то нужное для депо, я испытываю те же чувства, которые переполняют спринтера, выигравшего дистанцию. 
Автор: Александр Иванов