К нестандартным ситуациям готов Звезда

К нестандартным ситуациям готов

Александр Клюс, машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Туапсе

Александр Клюс удостоен знака «Почётный железнодорожник»

В День компании ОАО «РЖД» 1 октября этого года на видео-селекторном совещании состоялось награждение лучших работников магистрали. В числе удостоенных знака «Почётный железнодорожник» – Александр Клюс.

Его трудовой стаж в эксплуатационном локомотивном депо Туапсе составляет 40 лет.

На днях, оформляя отчёт для Северо-Кавказской дирекции тяги, Александр Клюс вновь убедился, что в III квартале текущего года его колонна № 5 стала лидером по экономии электроэнергии. Коллектив сберёг более 50 тыс. кВт·ч на тяге поездов. Это лучший результат среди 13 колонн эксплуатационного депо Туапсе. И зависит он в основном от стиля вождения и умения выбрать нужный режим. Эти навыки он привил большинству из 62 работников своей колонны.

Руководители и коллеги отзываются о нём так: отличный работник, талантливый наставник. Электровоз и профиль пути знает как свои пять пальцев.

В рейтинге машинистов-инструкторов депо по рискам возникновения нарушений безопасности движения Клюс регулярно занимает 1-2-е места. Проявляет профессиональные способности и практические навыки в вопросах обеспечения безопасности движения поездов с полной ответственностью и качественно выполняет свои должностные обязанности, – свидетельствуют документы. Заместитель начальника депо по цеху эксплуатации Белореченская эксплуатационного локомотивного депо Туапсе Евгений Резванов, не сторонник громких слов, отмечает, что Клюс – надёжный работник и человек, добился высоких профессиональных результатов. И заключает: побольше бы таких специалистов своего дела!

Путь Александра в профессию начинался после службы в армии, в 1980 году. Среди ряда вариантов работы в небольшом городе Белореченске, являющемся к тому же крупным транспортным узлом, железная дорога взяла верх. Александра интересовало, как и что делает локомотивная бригада. Уже тогда он осознавал всю сложность и ответственность такой работы. И отправился учиться в Кропоткинское техническое училище, которое окончил с отличием.

В ТЧ-13, локомотивном депо Белореченская, его обкатывали опытные специалисты, делились навыками и особенностями профессии. Главную роль в его жизни в этот период сыграл машинист-инструктор Евгений Алексеев.

– Очень дисциплинированный, – рассказывает о нём Александр. – Подробно объяснял сложности нашей работы. Изучали с ним устройство локомотива, разные ситуации, которые могут быть во время рейса, дейст­вия локомотивной бригады в таких случаях. Надо ведь всегда быть готовым к нештатным ситуациям. А в поездке, если что-то пошло не так, подсказывал, что и как делать. И, что немаловажно, обладал ценными личными качествами, всегда умел держать своё слово.

Он когда-то предсказал, что Клюс со временем сменит его на посту машиниста-инструктора. Александру не верилось: мол, характер не тот, да и опытом не обладает. Но шли годы, копился опыт, повышался класс. И к нему в пару всё чаще ставили новичков на обкатку. И в 2014 году Клюс стал машинистом-инструктором.

– Прежде всего, чтобы стать профессионалом в нашем деле, нужно желание, – рассуждает он. – Если ты готов трудиться в любое время суток, порой без праздников и выходных, быть бдительным и внимательным, постоянно повышать свой технический уровень, учиться, развиваться, то это твоё дело, иди и не пожалеешь. Кроме того, поездка начинается не с электровоза. Она начинается дома, где должна быть «хорошая погода». Проблемы, конечно, есть у всех. Но главное – отношения, возможность отдохнуть перед поездкой.

Инженер сектора по эксплуатации депо Елена Журавлева отмечает личные качества самого опытного в депо машиниста-инструктора. И то, что в любой ситуации на производстве со своими подопечными Клюс беспристрастен, но справедлив, старается по-человечески понять человека.

Вот, к примеру, приходит один из машинистов – лицо мрачнее тучи. После расспросов признаётся: решил с женой разводиться. Александр ничего советовать не стал, раз тот не просит. Но от поездной работы временно отстранил – выпустить на линию работника, находящегося в стрессе, – большой риск для безопасности движения.

Кроме того, машинист-инструктор до сих пор не перестаёт учиться: сам садится за правое крыло, занимается на тренажёрах. В депо ведь есть новые локомотивы 2С4К, 3С4К.

Память Александра Клюса хранит немало случаев, когда ему и его коллегам приходилось дейст­вовать в весьма сложных условиях. На занятиях для рассказов об этом отводится специальное время. В Туапсинском регионе управления СКЖД часты неприятные погодные аномалии. И вот однажды неподалёку от станции Кавказская рухнул мост через реку Кубань, станцию затопило. Все поезда, шедшие в южном направлении, были направлены в обход через станцию Горячий Ключ. В Туапсе их разворачивали и отправляли по нужным направлениям.

На залитых дождями рельсах машинисты и помощники шли в рейс словно в бой, трудились по 12–15 и более часов, не считаясь с издержками ради общей цели.

– Мы, машинисты-инструкторы и руководители депо, встречали поезда в Туапсе, снабжали локомотивные бригады водой и провизией и отправляли в нелёгкий обратный путь, – рассказывает Александр Клюс. – А если кто-то из машинистов уже совсем не мог работать, сами садились за правое крыло и вели поезда.

Ещё одним серьёзным испытанием для локомотивщиков стала работа во время строительства объектов для зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи и в ходе проведения соревнований. Машинисты и помощники были так мобилизованы, что не допустили в графике ни единого сбоя, ни одного невыхода на работу.

– Подводя некоторые итоги своей железнодорожной карьеры, могу с уверенностью сказать, что в выборе профессии не ошибся. Конечно, работа напряжённая и сложная. Но мне она по душе, – говорит Александр Клюс.

Автор: Марина Флегматова