Хозяйка станции Высотной Железнодорожник Поволжья

Хозяйка станции Высотной

Татьяна Рыцарева, дежурный по станции Карабулак

Татьяна Рыцарева награждена отраслевой наградой – знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет

Татьяна Николаевна – пример постоянства и верности профессии. В её трудовой книжке уже 40 лет единственная должность – дежурный по станции. Причём 38 лет – дежурный по станции Высотная в селе Хватовка Базарно-Карабулакского района.

Татьяна родилась и выросла в Хватовке, окончила местную школу. Будущую профессию выбрала, можно сказать, случайно. Железнодорожников в семье не было, а значит, и агитировать за династию было некому. Но вопрос, куда пойти учиться, конечно, стоял. На глаза выпускнице школы попалась газета с объявлением о наборе в Аткарское техническое училище, туда Татьяна и отнесла документы. В 1981 году она окончила учёбу и получила диплом по специальности «Дежурный по станции».

Местом работы нашей героини стала железнодорожная станция Высотная в родной Хватовке. Здесь же молодой специалист во время учёбы проходила практику.

Татьяна Рыцарева – свидетель истории развития своей станции. Перед её глазами проходили не только поезда. Менялась страна, соответственно, менялась и специфика работы железной дороги на этом отрезке. Бурным и напряжённым временем для Высотной стали 80-е годы и начало 90-х. Станция гудела как улей: ежедневно принимала грузовые и пассажирские составы, рабочие поезда. В Хватовке тогда на полную мощность функционировал стекольный завод республиканского значения. На нём изготавливали банки и бутылки разного объёма, посуду, оконное стекло и тому подобное.

– Проводилась большая работа по погрузке-выгрузке вагонов. Стекольный завод отправлял на поездах партии своей продукции по всей стране, а на завод везли сырьё – песок, мазут, доломит и прочие необходимые для производства стеклянных изделий материалы. Кроме того, в соседних районах было много колхозов и совхозов. Для них требовались серьёзные объёмы кормов, стройматериалов, техники, леса, товаров широкого потребления для селян – например, мебели, продуктов питания, – говорит Татьяна.

Чтобы обеспечить круглосуточное и бесперебойное движение грузов по железной дороге, на Высотной, сменяя друг друга, работали шесть дежурных. Часто за 12-часовую смену некогда было присесть. Татьяна Николаевна вспоминает, что даже зимой бывали дежурства, когда не удавалось зай­ти в здание станции погреться – работа требовала присутствия на улице. Дежурный координировал и работу маневровых тепловозов, за смену иногда приходилось по три-четыре раза переставлять вагоны. Кроме того, через Высотную ходил пассажирский поезд дальнего следования сообщением Москва – Балаково, курсировало два пригородных состава.

Несмотря на тяжёлый труд, Татьяне всегда нравилась её профессия.

– Приятно осознавать, что благодаря моей работе поезда приходят и уходят по расписанию, пассажиры вовремя попадают туда, куда им нужно. Это непередаваемое ощущение, когда ты даёшь сигнал машинисту – зажигаешь зелёный фонарь, и поезд трогается. Такая махина, а тебя слушается! Чувствую себя причастной к чему-то большому и очень важному, – признаётся собеседница.

Она всегда ощущала себя на своём месте, не боялась оставаться на ночные дежурства. Рыцареву знают все односельчане, потому что путь на стекольный завод пролегал как раз мимо станции.

После закрытия колхозов и хватовского предприятия перевозки в прежних объёмах прекратились. В 2000-е годы на Высотной существенно уменьшилось количество поездов, пассажирские с 2012 года и вовсе отменили. Но в современных реалиях работа дежурных по станции не стала легче – требуется соблюдать строгую отчётность, выдерживать высокие темпы работы, осваивать компьютерные технологии и прочее.

Татьяна вспоминает, как 3,5 года ей пришлось работать в одиночку, без сменщицы, которая ушла в декрет. Выстоять и не подвести свою станцию Рыцаревой помогла поддержка семьи. Жена сына подставила свекрови дружеское плечо – взяла на себя все заботы по дому.

Татьяна Николаевна с мужем вырастили дочь и сына. Дочь работает в следственных органах, сын по примеру отца стал водителем. Подрастают трое внуков. Наверняка в большом составе Рыцаревы отметят награждение Татьяны Николаевны знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет».

– За какие заслуги? Наверное, за то, что никогда не было нареканий к моей работе, не было проколов и выговоров. Я всегда старалась чётко исполнять требования руководства, делать всё про­фессионально и на совесть, – отвечает собеседница.

Сейчас для Татьяны Рыцаревой жаркое время – сезон урожая. Поезда везут вагоны с зерном, значит, от дежурного по станции зависит ни много ни мало – национальная продовольственная без­опасность страны. Татьяна Николаевна говорит, что за десятилетия работы поезда ей не надоели. Она по-прежнему любит стук их колёс. Рельсы пролегают рядом с её домом в Хватовке. Если в свой выходной день она трудится в саду и слышит, что идёт поезд, то всё бросает и выходит проводить хотя бы взглядом.

Автор: Юлия Шишкина