Волжская магистраль

Тревожный красный

Юрий Шабалин и Вадим Лушников, машинист и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Лянгасово

Локомотивная бригада проявила бдительность и предотвратила возможный сход поезда

Безымянный.jpg

Излом рельса обнаружили в ночь на 6 января. Машинист Юрий Шабалин и его помощник Вадим Лушников в совместный рейс отправились в третий раз и уже успели наладить хорошую командную работу, чувствовали себя спокойно. Перед ними только что прошёл сдвоенный. Шли следом по перегону Кожиль – Яр со скоростью около 60 км/ч. За спиной десятки вагонов с грузом, а впереди ночь и путь домой, в Лянгасово. Профиль пути на этом перегоне без каких-либо особенностей. Только в направлении из Балезино много ограничений по скоростям. Нужно быть внимательным. Впрочем, как всегда. Профессия обязывает.

Зашумела рация. Дежурная по станции Кожиль неожиданно сообщила о запрещающим показании светофора при свободных путях. Надо проверить, в чём дело, и быть предельно осторожными. Сбросили скорость до 20 км/ч. Вадим и Юрий всматривались в заметённую белым землю, но из снежного плена виднелась только головка рельса. Минут за десять поезд подошёл к красному огоньку путевого светофора. Проехали его. В кабине локомотива тревожный красный сменился на разрешающий движение. Стоп. Значит, где-то тут, на этом отрезке пути, скрывается неисправность. Помощник машиниста покинул кабину и медленно, шаг за шагом, двинулся вдоль пути. Свет фонарика выхватывал из темноты отдельные участки стальных линий рельсов. Наконец Вадим остановился. Сложно было заметить излом. Что-то похожее на стыковое соединение, только накладок не видно под снегом. Смёл снежную крошку. И, правда, нет накладок, да и структура металла на срезе шероховатая. Точно! Излом!

– Мы сообщили о находке дежурной по станции. Ждали путейцев. Часа два простояли, пока нам не разрешили возобновить движение с определённой скоростью, – рассказывает сегодня о случившемся Вадим Лушников.

Юрий Шабалин весомо добавляет:

– Это у нас не запиталась рельсовая цепь, и мы медленно проехали излом, а если бы вдруг цепь запиталась при движении поезда с установленной скоростью, то это грозило бы сходом подвижного состава, а то и крушением.

В практике обоих железнодорожников это первый такой случай. Хотя, к примеру, Юрий Шабалин на магистрали трудится вот уже десять лет. Ещё отец мамы, дедушка Аркадий Тарасов, был машинистом и тоже водил грузовые поезда. Так что тяга к локомотивам – наследственная. Да и железнодорожная жизнь посёлка Лянгасово располагает к определённому выбору. Освоив профессию машиниста, Юрий нисколько не пожалел. Мощные магистральные «Ермаки», старенькие надёжные ВЛ80С и бесконечная убегающая вдаль железная дорога... Разве не прекрасно?

Вадим Лушников, пожалуй, согласится. Родился и вырос в Кировской области, в посёлке городского типа Пинюг. Его отец Геннадий Лушников до сих пор работает машинистом маневрового тепловоза на станции Пинюг. А мама Ирина Лушникова когда-то трудилась техником в Мурашинской дистанции пути.

– Первый дом, в котором мы жили, располагался всего в 150 метрах от «железки», гудки локомотивов привычны уху, – говорит Вадим Лушников.

Но к папе на работу, как часто бывает, не бегал. Отец работал на вывозной системе и отправлялся за вагонами на соседние станции. А вот отчим папы брал с собой, и ещё маленьким Вадим сидел в кабине машиниста, наблюдая, как огромная машина приходит в движение.

На Горьковскую дорогу Лушников-младший устроился в апреле прошлого года. До этого успел поработать и грузчиком, и промышленным альпинистом, и даже был в службе судебных приставов. Когда узнал, что дорога набирает людей на обучение в помощники машиниста, пазлы судьбы сложились. Первые наставники – Андрей Мильков, Владимир Пушкарёв, Сергей Раздрогин. От каждого учителя взял ценные советы, усвоил самое важное – быть ответственным, бдительным, гибким.

– Мне легко находить общий язык с людьми, – признаётся Вадим.

– Уметь налаживать контакты важно, все работаем над одной задачей, – вторит ему немногословный Юрий Шабалин. – А парень молодец, быстро сориентировался, внимательный. – Это он уже о Вадиме, своём надёжном напарнике в ту ночь.

Действительно, работа у них одна на всех. Балезино, Шарья, Шахунья, Мураши – грузы приходится доставлять на эти станции разные. От леса до угля. Пусть установленные скорости на этих участках небольшие. Есть сложный подъём после станции Просницы – Каныпский. И когда заезжаешь на станцию Шахунья, приходится учитывать некоторые нюансы: останавливаться и уже потом потихоньку подъезжать к светофору. Хорошо «раскатывает». А ещё сдвоенные поезда, тяжеловесы...

– Но разницы особой нет, – отмечают наши герои. – Главное – слаженность в работе.

– Они оба ответственные, требовательные к себе, пользуются уважением в коллективе, – отзывается о работниках заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Лянгасово Денис Милосердов. – Не каждый обнаружит излом. Здесь нужна большая внимательность, чтобы в тёмное время суток при снежном покрове обнаружить неисправность. И Шабалин, и Лушников у нас на хорошем счету.

Почётную грамоту начальника ГЖД за проявленную бдительность и профессионализм локомотивной бригаде вручал лично заместитель начальника ГЖД по Кировскому территориальному управлению Сергей Шагалов. Так и должно быть. Достойные. Профессионалы.
Автор: Алёна Зудина