Почётный продолжатель династии Железнодорожник Поволжья

Почётный продолжатель династии

Михаил Лаптев, старший электромеханик Петроввальской дистанции сигнализации, централизации и блокировки

Михаил Лаптев удостоен знака «Почётный железнодорожник»

Биография 64-летнего Михаила Лаптева давно и прочно едет по железнодорожным рельсам. Путейцами работали дед, отец, три брата. Сам Михаил буквально родился на магистрали. В 60-х годах семья жила у станции Косарка в Волгоградской области в построенном для железнодорожников бараке. От него до колеи было не больше 10 метров.

«Роддома поблизости не было, и мама произвела меня на свет дома. Я родился под стук колёс. Так и слушаю их всю жизнь, – улыбается Михаил Лаптев. – Профессия сама меня выбрала: я был старшим из шести детей, и, чтобы помочь семье, в 1977 году сразу после окончания школы ус­троился на дорогу монтёром пути».

Начинал в бригаде отца, а тот поблажек сыну не давал. Спрашивал вдвое строже, чем с остальных. Азы профессии усвоил крепко. После армии юноша вернулся на Косарку. Продолжил следить за состоянием рельсов и шпал, но знакомый электромеханик саги­тировал перейти в службу автоматики и телемеханики. Лаптев решился, и год учился новой специальности в Саратовской до­рожно-технической школе.

«Я легко перестроился с одной профессии на другую, поскольку, будучи путейцем, хорошо изучил инфраструктуру железной дороги. На практике наблюдал работу стрелочных переводов, светофоров, других устройств СЦБ. А в дорожной школе понял, как именно они работают и как взаимосвязаны. Зимой 1982 года устроился электромонтёром на станции Кумылга, потом стал электромехаником, старшим электромехаником», – перечисляет собеседник.

В службе автоматики и телемеханики он трудится более 40 лет, не меняя мест работы и жительства. На хуторе Троицкий дом Михаила Николаевича, как в детстве, находится рядом с путями. Разве что чуть дальше – в 150 метрах. Сейчас бригада Лаптева контролирует исправность устройств СЦБ на участке между разъездами Троицкий и 782-й км, это примерно 80 км. Эсцебисты выходят на смену в любую погоду.

«Помню, как лет 10 назад зимой ударили морозы под минус 35. Произошёл разрыв рельсового стыка, и приборы показали ложную занятость пути. Остановился грузовой поезд, вызвали дежурную бригаду. Ночью нам с напарником пришлось срочно выезжать к месту разрыва, как можно быстрее исправлять ситуацию. Руки коченели на таком холоде», – вспоминает приволжанин.

За добросовестный труд он не раз отмечался руководством. Имеет звание «Почётный работник Приволжской железной дороги», Благодарность министра транспорта РФ, знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет». Теперь в коллекции есть знак «Почётный железнодорожник», и Лаптев единственный на Кумылге его обладатель.

Специфический характер работы эсцебиста в семье понимают и принимают. Супруга работает примерно по тому же графику, но в службе скорой помощи, где ночные дежурства – норма. По стопам отца пошли дети. Сын Александр – старший электромеханик, трудится с отцом в одной бригаде. Дочь Татьяна – дежурная по станции Кумылга.

В свободное время Михаил Николаевич любит заниматься садом. Местная природа лесами и водоёмами не одарила, вокруг сплошь степи. Но железнодорожник возделывает свой зелёный оазис. Сажает рядом с домом сор­товые яблони, груши, сливы, вишни. Каждый год с нетерпением ждёт, когда его фруктовые деревья зацветут.

Автор: Юлия Шишкина