Гребень и колодка указали на трещину Октябрьская магистраль

Гребень и колодка указали на трещину

Сергей Баранов, старший осмотрщик-ремонтник вагонов (ОРВ) эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский

Сергей Баранов выявил неисправность и предотвратил серьёзное нарушение безопасности движения 

В конце февраля старший осмотрщик-ремонтник вагонов (ОРВ) эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский Сергей Баранов выявил трещину диска колеса вагона-цистерны. За обнаружение трудновыявляемой неисправности и предотвращение серьёзного случая нарушения безопасности движения Сергей получил благодарность начальника ОЖД и денежную премию из лимита начальника дороги.

Сергей работает во втором приё­моотправочном парке станции. В среднем в смену он осматривает 20–26 поездов, в основном гружёных, которые затем проследуют на припортовые станции ОЖД – Лужскую, Высоцк, Новый Порт, Автово.

В праздничный день, 23 февраля, была обычная дневная смена, погода выдалась хорошая – лёгкий снежок и -1°С.

С Горьковской дороги пришёл транзитный состав с наливом. Баранов с напарником пошли вдоль поезда «с пролазкой» под вагоны, как требует регламент осмотра. «Насмотренный глаз выхватывает дефекты, которые могут говорить о наличии более серьёзных неисправностей, – объясняет Сергей Юрьевич. – Я обратил внимание, что в ходовой части одного вагона подрезан гребень колеса и блестит тормозная колодка. Такое случается из-за попадания на неё мелких час­тиц металла с гребня, а значит он очень быстро изнашивается. Также о наличии серьёзного дефекта может свидетельствовать закатанная фаска обода колеса».

Колесо было твёрдосплавным с обозначением «Т» – на такие Сергей по опыту обращает особое внимание. «Сейчас колёса делают мягче рельсов, чтобы снизить нагрузку при их взаимодействии, так как поменять колесо проще, чем дефектные рельсы. А твёрдосплавные колёса – жёсткие, и поэтому динамические нагрузки в ходе эксплуатации способствуют довольно быстрому развитию в них трещин», – говорит вагонник.

Колесо, вызвавшее подозрения, было окрашено. Сергей счистил краску с помощью корщётки и шуруповёрта. Его догадка подтвердилась: на колесе красовалась продольная трещина длиной 350 мм и шириной 4–5 мм. «Я в неё на глубину 4 мм смог просунуть линейку», – поделился осмотрщик. Если вовремя не заметить такой дефект, то в пути следования до пункта назначения колесо может просто разломиться, а это чревато как минимум сходом подвижного состава.

По регламенту о находке он доложил оператору ПТО, вагон отцепили, а колёсную пару отправили в лабораторию неразрушающего контроля. Дефектоскописты подтвердили наличие трещины диска, и де­таль отправили на замену. После поезд отправился до пункта назначения – в Высоцк.

Каждый день Сергею Баранову несёт новый опыт и случаи, тренировку глаз. В метель и ливень выполнять качественный осмотр труднее, так как нарушается видимость, осложняется доступ к составу, да и работать под открытым небом в жару сподручнее, чем под проливным дождём. Однако Сергей – осмотрщик опытный, и даже в самую плохую погоду выявляет как лёгкие, так и сложные дефекты: за более чем десять лет работы в депо он нашёл больше тысячи. С начала этого года на его счету 14 трещин колёс, 8 «тяжёлых» неисправностей тележек и 20 – букс, а также десяток изломов клина тягового хомута. В прошлом году подтвердилось полсотни обнаруженных трещин в диске колеса.

Автор: Ольга Беляева