Железнодорожник Поволжья

Математическая точность

Людмила Жиганова, заместитель начальника вагона по диагностике объектов инфраструктуры Саратовского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры

Заслуги в области транспорта и многолетняя добросовестная работа Людмилы Жигановой отмечены госнаградой – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Людмила Жиганова, заместитель начальника вагона по диагностике объектов инфраструктуры Саратовского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры.jpg

Людмила Жиганова более 40 лет следит за состоянием железнодорожного пути. Её заслуги в области транспорта и многолетняя добросовестная работа отмечены госнаградой – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Её в марте вручил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

После окончания школы в 1982 году героиня очерка готовилась стать студенткой математического факультета Саратовского госуниверситета – её с детства привлекал мир цифр и алгоритмов. Вот только погружаться в него пришлось не с однокурсниками, а с сотрудниками Саратовской дистанции пути.

«В августе по совету мамы – она трудилась в Центре научно-технической информации ПривЖД – я устроилась на подработку техником-расшифровщиком в вагон-путеизмеритель, да так увлеклась, что к началу занятий в вузе решила посвятить себя этой профессии», – рассказывает Людмила Михайловна.

Первое, что увидела девушка в путеизмерительном вагоне, – огромный аппарат в ярком мерцающем свете. Он производил метры графических диаграмм, над которыми корпели работники. Что за информация на лентах? Как её расшифровать? Что значит участок, требующий ограничения скорости? До этого представления начинающего специалиста о стальной магистрали ограничивались залами ожидания вокзалов и купе поезда. Неудивительно, что теперь она задавала много вопросов. Её живой интерес, настойчивость, логический склад ума оценили руководители рабочих смен Галина Николаевна Комарова и Людмила Александровна Архипова. Они стали наставницами молодой сотрудницы. А ответы на свои «почему» и «как» она получила в ходе рабочих выездов. Первый был в Ершов и длился трое суток.

«В экипаже 18 человек. Каждый со своим характером и привычками. Но вскоре я поняла: это не просто рабочий коллектив, а дружная семья, в которой царят взаимопонимание и взаимовыручка. Меня в неё приняли быс-тро. Отношения со всеми сложились хорошие, на условия тоже жаловаться не приходилось: купе для отдыха, столовая, санитарная комната», – вспоминает железнодорожница.

Карта маршрутов техника Жигановой ежемесячно пополнялась новыми станциями – Ртищево, Балашов, Волгоград, Петров Вал, Астрахань, Баскунчак. Вскоре она уже сама могла разъяснить, как с помощью палеток (логарифма, нанесённого на пластик) расшифровать диаграмму пути и определить неисправные участки. Из каждой поездки возвращалась с массой впечатлений. Рассказы сотрудников дистанций пути и жителей населённых пунктов знакомили с местным колоритом лучше любого справочника. Было время и для самостоятельного посещения достопримечательностей.

«Особенно поразило солёное озеро Баскунчак в Астраханской области: будто большое белое покрывало с розовыми вкраплениями. «Зимний» пейзаж при 30-градусной жаре – непривычное и
завораживающее зрелище», – делится героиня очерка.

Изучив за два года тонкости профессии, в 1984-м Людмила Михайловна поступила во Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта по профилю «путь и путевое хозяйство», а в 1994-м продолжила обучение в вузе по специальности «бухгалтер». Профессиональному развитию сопутствовал карьерный рост: старший техник, инженер, инженер 1-й категории, с 2006 года – заместитель начальника вагона по диагностике объектов инфраструктуры.    

Инструменты и оборудование, предназначенные для диагностики пути, постоянно совершенствовались. Сегодня повсеместно применяется высокоточная компьютерная техника. На смену ручному труду пришли цифровые технологии, позволяющие в онлайн-режиме измерять параметры колеи, диагностировать её состояние и передавать данные. Проводится видеосъёмка элементов верхнего строения пути.

«Развитие скоростного движения требует более точных и оперативных данных. Автоматика отвечает этим запросам, и всё же без человека она малоэффективна. Компьютер способен обнаружить дефект, но не может отдать распоряжение об ограничении скорости на участке либо его закрытии», – продолжает собеседница.

За рабочую смену специалисты проверяют 400–500 км пути. Только за последние три года коллектив под руководством Людмилы Жигановой проверил более 94 тыс. км. С перекрёстными проверками приволжане курсируют и по соседним магистралям: Северо-Кавказской, Куйбышевской, также работали на Горьковской, Московской дорогах. Командировки стали более длительными. Чтобы не испытывать неудобств, железнодорожники улучшают условия труда и отдыха. Свои идеи оформляют как рацпредложения. На счету Людмилы Михайловны таковых более 10. Они связаны с оптимизацией системы освещения, рабочего пространства. Накопленным опытом и знаниями она делится с молодёжью. Подготовила к самостоятельной работе трёх инженеров и четырёх наладчиков контрольно-измерительных вагонов. Все трудятся в РЦДМ.

«Не жалею, что стала техником-расшифровщиком. Эта профессия близка к любимой с детства математике. В свободное от арифметических расчётов время изучаю психологию, часто хожу в театры, путешествую, много общаюсь – всё это приносит мне удовольствие, успокаивает, вдохновляет», – говорит Людмила Жигалова.

Автор: Татьяна Волченко