Металл не выдержал жары Транссиб

Металл не выдержал жары

Павел Лысков, составитель поездов станции Новоблаговещенка

Алтайский железнодорожник вовремя обнаружил неисправность пути и дал команду на остановку состава

Составитель поездов станции Новоблаговещенка Алтайского региона ЗСЖД Павел Лысков 2 июня производил подачу вагонов, когда на его глазах произошёл выброс пути. Опасная неисправность могла привести к сходу состава, если бы не быстрая реакция железнодорожника.

Как пояснили в Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры, выброс пути – это характерное изменение железнодорожного пути в плане в результате самопроизвольной разрядки температурного напряжения в рельсах. За доли секунды образуется резкое искривление рельсов – до 30–50 см на длине 20–40 м – с несколькими волнами в горизонтальной плоскости. Рельсы приобретают остаточные деформации и становятся непригодными для работы в пути, часть шпал раскалывается, щебень с балластной призмы отбрасывается. Выброс пути является серьёзной угрозой безопасности движения поездов.

– В тот день рабочая смена мало чем отличалась от предыдущих, кроме сильной жары и отсутствия ветра. Температура на улице достигла +35° С, – вспоминает Павел Васильевич.

По словам железнодорожника, именно погода стала одной из причин появления неисправности.

Составитель поездов производил подачу 17-ти гружёных вагонов на путь необщего пользования ГУП ДХ АК «Северо-Западное ДСУ», который примыкает к станции. Маневровый состав шёл вагонами вперёд, и когда первая тележка заехала на стык, находящийся впереди, путь выбросило влево на 20 см. Как отмечает Павел Лысков, тот путь не имел зазоров в стыках. Высокая температура воздуха создала тепловое напряжение внутри металла. Оно не нашло выхода, и самопроизвольная разрядка произошла в слабом месте. Сталь изогнулась меньше чем за секунду.

Павел Лысков, увидев неисправность, тут же дал команду остановки машинисту. Тележка вагона лишь немного заехала на дефектный рельс, но колёсные пары остались на пути – риск схода миновал. О случившемся работник доложил руководству. Путь закрыли, а вагоны вывели на станцию уже в обратном порядке.

– Любой выброс – последствия несоблюдения правил текущего содержания пути со стороны его владельца. В месте выброса мог быть износ металла, несоответствие зазоров в стыках и многое другое, – начальник железнодорожной станции Новоблаговещенка Иван Мышлецов упоминает факторы, которые также влияют на появление неисправности.

Сходы из-за выброса пути происходят редко. За состоянием рельсовой колеи следят обслуживающие службы, вовремя выявляя и исправляя любые недочёты. Но так как пути необщего пользования не состоят на балансе ОАО «РЖД», ответственность за состояние и восстановление рельсов несёт их владелец.

Оперативные действия составителя поездов в нестандартной ситуации – не только результат ежемесячного технического обучения на станции, но и демонстрация профессионализма работника.

– Павел Васильевич трудится на магистрали с июня 2020 года. За столь небольшой промежуток времени он быстро освоил профессию составителя поездов и показал себя с лучшей стороны. Должностные обязанности выполняет чётко, без нарушений требований охраны труда и безопасности движения, – отмечает Иван Мышлецов.

В Западно-Сибирскую дирекцию управления движением было направлено ходатайство о поощрении работника и награждении его знаком «За безопасность движения».

Автор: Наталья Кулакова