Всегда – там, где труднее  Волжская магистраль

Всегда – там, где труднее

Виктор Штанов, начальник 4-го эксплуатационного участка Шахунской дистанции пути Горьковской дирекции инфраструктуры

Виктору Штанову присвоено звание «Почётный железнодорожник»

Звание «Почётный железнодорожник» присвоено начальнику участка Шахунской дистанции пути Виктору Штанову. Такую оценку получил его вклад в укрепление предприятия, улучшение состояния пути, организацию работы по его содержанию. Приказ о поощрении работников Центральной дирекции инфраструктуры подписан в ОАО «РЖД» 10 июля 2023 года. Вскоре должна состояться и церемония награждения.

В молодости Виктор Штанов не думал о железной дороге. Отслужил на Тихоокеанском флоте. Работал на стройке в Нижнем Новгороде. Женился. Всё переменилось в кризисные 90-е. Производства закрывались одно за другим. Строительство замораживалось. Решили с женой поехать к её родителям, в Шахунью. Там, по крайней мере, на подсобном хозяйстве в трудные времена можно продержаться.

Но и без работы нельзя, а работа там была одна – на железной дороге. Тяжёлый труд монтёра пути не пугал: к нагрузкам Виктор Штанов привычен со стройки. Руководство заметило ответственного и дисциплинированного работника. Назначили старшим рабочим, затем бригадиром, в 1997 году – дорожным мастером в укрупнённую бригаду, а в 2002-м - главным механиком ПЧ.

Выправочные машины, снегоуборочные, снегочисты, семь мотовозов – вся эта техника числилась и содержалась в дистанции пути. В мастерских работало человек 70-80. Народ молодой и не всегда дисциплинированный. Поначалу не соглашался Штанов на эту должность. Но начальник дистанции Алексей Уханков, видимо, считал, что тот, как человек ответственный и требовательный, справится. И не ошибся.

Технику, с которой приходилось работать, Штанов изучил. В технических вопросах хорошим помощником ему стал начальник механических мастерских Виктор Надеждин.  Одной из главных своих задач главный механик считал укрепление дисциплины. В первое время кое-кто характер показывал, ершился. А когда через три года Виктора Штанова переводили на другую должность, люди жалели.

Работа в дистанциях пути плановая. Но случались и авральные ситуации.

В начале 2000 годов в Кировском отделении было крушение поезда. На устранение последствий брошены силы восстановительных поездов, ПМС, соседних дистанций пути, в том числе и Шахунской.

- Я тогда был старшим мастером. Поступила команда выезжать в Кировское отделение. Мы с начальником ПЧ в течение часа, пока люди собирались, загрузили мотовоз подкадками, накладками, костылями, рельсами – всем, что может потребоваться на восстановительных работах. Вместе с ним, наравне с монтёрами, костыли забивали, шпалы таскали.

Начальник ГЖД Хасян Зябиров, выезжавший на место восстановительных работ, тогда особо отметил команду ПЧ Шахунья: крепкие, знающие своё дело ребята, чёткая организация труда. После тех событий, в 2001 году, Виктор Штанов награждён именными часами начальника дороги.

В то время многие командиры среднего звена были практиками, не имели специального образования. Но в конце 90-х кадровая политика в МПС изменилась. Практические навыки должны быть подкреплены теоретическими знаниями. Дан приказ учиться.

- У нас от дистанции в техникуме училось тогда 13 человек. Непросто совмещать работу и учёбу, но приходилось. Техникум давал новые, более глубокие знания, навыки работы с чертежами, - вспоминает мой собеседник.

Закончил техникум – направили в МИИТ. Выпускался в 2010-м, в один год с сыном.

- Он получил аттестат зрелости после 11 классов, а я – диплом, - улыбается Виктор Штанов. - По моему совету Александр тоже поступил в МИИТ.

Ещё в первый год учёбы в вузе Виктор Штанов был назначен заместителем начальника дистанции по капитальным работам. Новые обязанности принципиально отличались от всего, что делал прежде. Теперь он организовывал смену рельсо-шпальной решётки, стрелочных переводов, тесно сотрудничал с ПМС-31.

Из того периода особо запомнились 2006 – 2008 годы. Второй путь на участке от Ветлужской до Шахуньи был на бетонном основании, но не на щебне - на асбесте. И весь - в выплесках. Вода стояла чуть не по головку рельса. После дождей – как в болоте. А значит, просадки, перекосы. «Горела» вся балльность.

Как только закончился плановый ремонт первого пути на участке Шеманиха – Ветлужская, начальник дистанции обратился к руководителю службы путевого хозяйства Елику Добышеву: попросил машины СЧ и ЩОМ для вырезки асбестового балласта и постановки второго пути на щебень. На 100-километровом участке от Ветлужской до Зубаньи эти работы выполнены за три летних сезона, с 2006-го по 2008 год.

- Ночами не спали. Пообедать не успевали. Но сделали эту большую работу. Средняя оценка пути улучшилась сразу на 10 баллов. Путь на той щебёнке до сих пор стоит. И никаких выплесков! – рассказывает Виктор Штанов.

Трудным стал для дистанции период реорганизации хозяйства пути. В 2017 году были созданы дистанции инфраструктуры, изменились границы участков обслуживания, в состав ПЧ Шахунья вошли перегоны от Ветлужской до Линды.

- Путь там был не в лучшем состоянии. Пришлось приложить много усилий, направить туда все запасы материалов, которые были у нас в ПЧ, - вспоминает Виктор Штанов.

И настрой у людей, понятие о дисциплине были совсем не те, что в «старой» Шахунской дистанции. Штанов чувствовал это особенно остро, так как его назначили начальником участка Ветлужская – Линда.

- Старался укрепить дисциплину, воспитать, перенастроить людей. Тяжело. Но усилия не были напрасными. Прошло шесть лет – и изменения налицо. Отношение людей к работе совсем другое, - говорит Виктор Штанов. 

За шесть лет на участке поменяли много ремкомплектов. Только по Семёнову за два года уложили шесть новых стрелочных переводов. По Керженцу – один. По Сухобезводному в прошлом году три старогодных стрелочных перевода на боковых путях положили на бетон.  В Семёнове снимали и укладывали в Сухобезводном, поясняет Виктор Штанов. Балльность там теперь отличная. Похуже – на втором околотке, Семёновском. Он большой – два перегона и станция. Много дефектных рельсов на перегонах Семёнов – Тарасиха и Тарасиха – Линда, особенно по первому пути.

Напряжённые были эти шесть лет, не скрывает Виктор Штанов. Постоянно находился в пути. Вставал в 4.20, отправлялся на участок электричкой в 5.40. Домой возвращался с «окон» и в девять, и в десять часов вечера. Да и без «окон»… Перегоны длинные. Надо  пройти километров 10 – 11 до посадочной платформы, чтобы сесть на электричку до Семёнова, а там уже - от Семёнова до Шахуньи.

Сейчас Виктор Штанов вернулся на свой прежний участок, в Шахунью. И тоже отметил здесь перемены. Состояние пути улучшилось. В этом году четыре новых стрелки уложили в чётной горловине. С учётом специфики станции работы здесь даже побольше, чем на «новых» перегонах. Но это, по крайней мере, рядом с домом.

22 июля у Виктора Штанова юбилей – 60 лет. Есть чувство выполненного долга, подтверждённое наградами. Список их внушительный: часы начальника дороги, почётная грамота ОАО «РЖД», почётная грамота начальника отделения, благодарность министра транспорта, почётная грамота начальника Горьковской дирекции инфраструктуры, именные часы генерального директора ОАО «РЖД». В прошлом году на День железнодорожника ездил в Москву, где ему вручен знак «Почётный транспортный строитель». Это новая награда, и Штанов получил её в числе первых. 
Автор: Марина Галкина