Сила зрительного контакта
Александр Халаев, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Иркутск-СортировочныйРутинное дежурство бригады осмотрщиков в ночь на 22 июля не обещало ничего неожиданного. Расписание, согласно которому с 20 до 8 часов через Иркутск проходят семь скорых и пассажирских поездов, устоялось, все положенные процедуры давно отработаны до автоматизма.
Вовремя, в 02:57, прибыла и «Россия» – фирменный скорый поезд № 001Э, следующий по Транссибу от Владивостока до Москвы. Начиная обход состава, Александр Халаев держал в уме: в середине вагон, только вышедший из ремонта. Осмотрщики стараются обследовать их особенно тщательно – при замене любого узла нельзя исключать человеческую ошибку.
Действительно, на одной из тележек отсутствовали внутренняя надбуксовая пружина и втулка шпинтона. Нехватка деталей в узле, который гасит колебания тележки, потенциально могла привести к плачевным последствиям вплоть до схода вагона. Однако её вовремя обнаружили, сообщили об этом оператору и вызвали специалистов вагонного ремонтного депо, которые устранили неисправность. Поезд же отправился дальше по расписанию.
«Всё просто: нужно всегда быть внимательным, – объясняет Александр Викторович тонкости профессии осмотрщика. – Что-то большее особо и не требуется». Впрочем, не обойтись и без тех знаний, что приходят с опытом. Например, понимания технологии ремонта в деталях: скажем, при затягивании шпинтонной гайки можно не рассчитать усилие, так что лопнет втулка шпинтона.
На железной дороге Александр Халаев уже 31 год. До того он, родившийся в Бодайбинском районе, успел поработать в геологоразведочной партии, занимавшейся поисками в золотоносных недрах. Переехав после армейской службы в областной центр, в начале девяностых Александр Халаев какое-то время трудился электролизником на Иркутском алюминиевом заводе. Однако график и жилищный вопрос подтолкнули к тому, чтобы сменить работу.
В депо Александра Викторовича приняли 26 сентября 1992 года. Поначалу был слесарем по ремонту подвижного состава, но за год самостоятельно выучился на осмотрщика. Со временем стал, без преувеличения, незаменимым специалистом.
На его счету не один вовремя обнаруженный и затем устранённый дефект. Весной 1997-го выявил трещину обода колёсной пары на вагоне скорого Владивосток – Москва - "Россия" преподнесла сюрприз в первый, но не в последний раз. Тогда опыт, который часто путают с интуицией, подтолкнул к тому, чтобы присмотреться к подозрительному узлу. А в апреле 2015-го осмотрщик Халаев заметил неисправность при осмотре международного поезда Москва – Пекин. Тогда на её устранение ушло всего 15 минут, так что в дальнейший путь в сторону Китая скорый двинулся без малейшей задержки. Все эти случаи объединяет одно: внимательность осмотрщика и его ответственное отношение к своему делу.
Такие качества ценятся на весь золота. Добавьте к ним трудолюбие настоящего пахаря и лидерский талант. И получите портрет того, кого коллеги заслуженно называют и профессионалом, и неформальным лидером. Настоящим героем "Доски почёта"