Укротитель электричества
Сергей Трясак, начальник района контактной сети Сенная Сенновской дистанции электроснабженияВыбирая профессию, Сергей Сергеевич ориентировался на детские увлечения и место, в котором родился и вырос – посёлок Сенной Вольского района Саратовской области. Стук проезжающих поездов и железная дорога рядом с домом органично вписались в картину мира мальчика. На станции Сенная трудились мама и дед. А специализацию помог выбрать отец, который привил любовь к технике, научил не бояться электричества, работать паяльником, собирать радиоприёмники. Школьные пятёрки по физике стали ещё одним аргументом, чтобы поступить в Самарскую государственную академию путей сообщения, ныне СамГУПС. Получив в 2005 году диплом по специальности «Электроснабжение», Сергей Трясак вернулся в родной посёлок и устроился на станцию электромонтёром.
Новичку достались учителя, о которых можно только мечтать. Из числа тех строителей-энергетиков, которые в 1970–80-е годы электрифицировали магистрали. Ездили по всей стране в специальном поезде и оборудовали дороги линиями электропередачи, обеспечивали эксплуатацию электростанций, подстанций и распределительных сетей, создавали инфраструктуру для курсирования электровозов. Закончив в 1992 году работы на участке Саратов – Сенная, многие строители решили осесть в Саратовской области. В Сенном им предоставили работу и жильё.
«Мне повезло учиться мастерству у людей с богатейшим опытом, – говорит Сергей Трясак. – Хорошо помню своего наставника, электромеханика Михаила Рязанцева, как раз из числа приезжих специалистов. Он учил меня в первую очередь соблюдать технику безопасности, правила и инструкции. А потом я и на собственном опыте убедился, что у энергетиков каждый член бригады несёт ответственность за всех».
Энергетики имеют дело с высоким напряжением, работают на высоте (как минимум 6,8 метра), вокруг снуют поезда. Легкомыслие одного может привести к опасной ситуации для всех. Своим подчинённым – новичкам и опытным – Трясак не устаёт напоминать: на каждом этапе работы заземлись, проверь страховку, защёлкни карабин. И только потом приступай к выполнению задания.
Сергею Сергеевичу довольно быстро доверили руководство коллективом. Поработав два года после окончания вуза сначала электромонтёром, потом электромехаником, в 2008 году 25-летний энергетик стал начальником района контактной сети Буровка протяжённостью 120 км. И доказал, что умеет организовать сотрудников. Под руководством Трясака они проводили планово-предупредительные работы, повышали надёжность устройств и обеспечивали безопасность движения поездов. В 2012 году подготовка этого коллектива к работе в зимних условиях была признана образцовой на Приволжской, а Трясак поощрён именными часами начальника дороги.
«Характер нашей работы очень зависит от погодных условий. Зимой досаждают снегопады и гололёд, которые рвут провода. В сильную стужу мы отправляемся с обходом территории и отмечаем все неисправности. Главное, не забыть карандаш, он не подведёт на морозе, – уверяет приволжанин. – Но самое нелюбимое время – жара. Защитный костюм энергетика весь прошит металлическими нитями, потому весит килограммов пять. В жару за 30 градусов он раскаляется. После двух часов на высоте пропотеешь так, что внутри костюма остаётся соль. Поэтому после смены нам жизненно необходимы душ и отдых».
Трясак знает, что говорит: на окнах тоже часто надевает защитный костюм и присоединяется к подчинённым. С 2014 году он руководит районом контактной сети Сенная Сенновской дистанции электроснабжения. Вместе с коллективом, в котором два электромеханика, восемь электромонтёров и пять машинистов, отвечает за 200 км контактной сети на участке от Чернавки до Казаковки.
Без энергетиков на магистрали никуда. Никто не может приступить к выполнению своей задачи, пока они не обесточат участок и не дадут добро. Не обойтись без укротителей электричества и в экстренных случаях. Разбудят дома ночью: 20 минут на сборы, и автомотриса доставляет на место аварии. Сергей буквально живёт с телефоном в руке.
«Работа у нас нервная, но интересная. Скучно не бывает. Мы всегда в гуще событий. Например, участвовали в строительстве моста через железную дорогу у села Синодское в Воскресенском районе и дорожной развязки на федеральной автотрассе в Вольском районе в объезд посёлка Сенной», – говорит собеседник.
Отдохнуть 40-летнему железнодорожнику помогают выезды на природу. Летом вместе с семьёй любит уплыть на целый день на лодке на острова в Вольском районе. В сентябре сын и дочь, семилетние двойняшки, пойдут в первый класс. Папа готов помогать с уроками и не прочь взять на себя физику. Твёрдая пятёрка в школьном дневнике за раздел «Электричество» для него – дело принципа.