Железнодорожник Поволжья

Укротитель электричества

Сергей Трясак, начальник района контактной сети Сенная Сенновской дистанции электроснабжения

Приволжанин Сергей Трясак награждён Благодарностью министра транспорта РФ

Сергей Трясак, начальник района контактной сети Сенная Сенновской дистанции электроснабжения.jpg

Выбирая профессию, Сергей Сергеевич ориентировался на детские увлечения и место, в котором родился и вырос – посёлок Сенной Вольского района Саратовской области. Стук проезжающих поездов и железная дорога рядом с домом органично вписались в картину мира мальчика. На станции Сенная трудились мама и дед. А специализацию помог выбрать отец, который привил любовь к технике, научил не бояться электричества, работать паяльником, собирать радиоприёмники. Школьные пятёрки по физике стали ещё одним аргументом, чтобы поступить в Самарскую государственную академию путей сообщения, ныне СамГУПС. Получив в 2005 году диплом по специальности «Электроснабжение», Сергей Трясак вернулся в родной посёлок и устроился на станцию электромонтёром.

Новичку достались учителя, о которых можно только мечтать. Из числа тех строителей-энергетиков, которые в 1970–80-е годы электрифицировали магистрали. Ездили по всей стране в специальном поезде и оборудовали дороги линиями электропередачи, обеспечивали эксплуатацию электростанций, подстанций и распределительных сетей, создавали инфраструктуру для курсирования электровозов. Закончив в 1992 году работы на участке Саратов – Сенная, многие строители решили осесть в Саратовской области. В Сенном им предоставили работу и жильё.

«Мне повезло учиться мастерству у людей с богатейшим опытом, – говорит Сергей Трясак. – Хорошо помню своего наставника, электромеханика Михаила Рязанцева, как раз из числа приезжих специалистов. Он учил меня в первую очередь соблюдать технику безопасности, правила и инструкции. А потом я и на собственном опыте убедился, что у энергетиков каждый член бригады несёт ответственность за всех».

Энергетики имеют дело с высоким напряжением, работают на высоте (как минимум 6,8 метра), вокруг снуют поезда. Легкомыслие одного может привести к опасной ситуации для всех. Своим подчинённым – новичкам и опытным – Трясак не устаёт напоминать: на каждом этапе работы заземлись, проверь страховку, защёлкни карабин. И только потом приступай к выполнению задания.

Сергею Сергеевичу довольно быстро доверили руководство коллективом. Поработав два года после окончания вуза сначала электромонтёром, потом электромехаником, в 2008 году ­25-летний энергетик стал начальником района контактной сети Буровка протяжённостью 120 км. И доказал, что умеет организовать сотрудников. Под руководством Трясака они проводили планово-предупредительные работы, повышали надёжность устройств и обеспечивали безопасность движения поездов. В 2012 году подготовка этого коллектива к работе в зимних условиях была признана образцовой на Приволжской, а Трясак поощрён именными часами начальника дороги.

«Характер нашей работы очень зависит от погодных условий. Зимой досаждают снегопады и гололёд, которые рвут провода. В сильную стужу мы отправляемся с обходом территории и отмечаем все неисправности. Главное, не забыть карандаш, он не подведёт на морозе, – уверяет приволжанин. – Но самое нелюбимое время – жара. Защитный костюм энергетика весь прошит металлическими нитями, потому весит килограммов пять. В жару за 30 градусов он раскаляется. После двух часов на высоте пропотеешь так, что внутри костюма остаётся соль. Поэтому после смены нам жизненно необходимы душ и отдых».

Трясак знает, что говорит: на окнах тоже часто надевает защитный костюм и присоединяется к подчинённым. С 2014 году он руководит районом контактной сети Сенная Сенновской дистанции электроснабжения. Вместе с коллективом, в котором два электромеханика, восемь электромонтёров и пять машинистов, отвечает за 200 км контактной сети на участке от Чернавки до Казаковки.

Без энергетиков на магистрали никуда. Никто не может приступить к выполнению своей задачи, пока они не обесточат участок и не дадут добро. Не обойтись без укротителей электричества и в экстренных случаях. Разбудят дома ночью: 20 минут на сборы, и автомотриса доставляет на место аварии. Сергей буквально живёт с телефоном в руке.

«Работа у нас нервная, но интересная. Скучно не бывает. Мы всегда в гуще событий. Например, участвовали в строительстве моста через железную дорогу у села Синодское в Воскресенском районе и дорожной развязки на федеральной автотрассе в Вольском районе в объезд посёлка Сенной», – говорит собеседник.

Отдохнуть 40-летнему железнодорожнику помогают выезды на природу. Летом вместе с семьёй любит уплыть на целый день на лодке на острова в Вольском районе. В сентябре сын и дочь, семилетние двойняшки, пойдут в первый класс. Папа готов помогать с уроками и не прочь взять на себя физику. Твёрдая пятёрка в школьном дневнике за раздел «Электричество» для него – дело принципа.

Автор: Юлия Шишкина