Слух проверить взглядом Октябрьская магистраль

Слух проверить взглядом

Александр Смирнов, осмотрщик-ремонтник вагонов (ОРВ) эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский (ВЧДЭ-6)

На счету Александра Смирнова уже несколько трудновыявляемых серьёзных дефектов

Осмотрщик-ремонтник вагонов (ОРВ) эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский (ВЧДЭ-6) Александр Смирнов 25 июня выявил разрушение торцевого крепления буксового узла. Эта серьёзная находка стала шестой для вагонника за почти три года работы.

Александр на дороге совсем недавно: в 2020-м прошёл на предприятии стажировку, а в 2021-м окончил курсы ОРВ в Учебном центре профессиональных компетенций ОЖД и получил допуск к работе. Несмотря на небольшой стаж, парень успел наработать опыт – за это время на его счету, кроме неисправных букс, несколько других трудновыявляемых серьёзных дефектов, например, изломы предохранителя и шипа замка автосцепки. При этом разрушенная букса – уже вторая за последние три месяца. Кстати, в июле Александр поедет в Екатеринбург на общесетевой финал Чемпионата профмастерства по своему направлению.

Сейчас он трудится в пятом парке отправления на «Сортировке», отвечает за 12–14-й пути из 19. В смену через него и его коллег по бригаде проезжает около шести составов: на каждого из трёх ОРВ приходится по 18–20 вагонов. Вдобавок, Александр является головным автоматчиком – кроме осмотра выполняет ещё опробование тормозов локомотива перед отправлением поезда. Бывает, что его с бригадой при отсутствии загруженности «перебрасывают» на другие пути парка, и так в среднем набегает ежесменно по два дополнительных поезда. Из этого парка поезда в основном отправляются на станции ОЖД: Кириши, Колпино, Мга, Тосно, Малая Вишера, Бабаево, а также и других магистралей: Екатеринбург, Нижний Новгород, Лоста, Ярославль, а также преимущественно порожние бочки едут в Витебск.

В воскресенье, 25 июня, была обычная дневная смена, выставили на пути поезд на осмотр. Александр по регламенту пошёл вдоль вагонов с техосмотром, и у головного вагона, у второй колёсной пары нашёл разрушение торцевого крепления буксового узла. «Я обстукивал буксы, и когда молоток попал по дефектной, звук был обычный, а не двойной, как при неисправности детали», – рассказал Александр. Так, звуковой метод не каждый раз срабатывает, например, из шести дефектных букс в своей коллекции вагонник нашёл по стуку лишь две, остальные – при дополнительном визуальном осмотре. «По правилам нужно ещё заглянуть за заднюю крышку буксы, это наиболее эффективный метод. Так я и сделал: посмотрел, а там – выход лабиринтного кольца. Сразу понятно, что разрушено торцевое крепление. Затем снял смотровую крышку, и моя догадка подтвердилась – увидел скрученную корончатую гайку, которой крепятся подшипники в буксе: на тот момент они внутри детали «гуляли». Вдобавок, там не оказалось стопорной планки и двух болтов, фиксирующих корончатую гайку. Возможно, их не установили во время деповского ремонта вагона», – добавил Смирнов. Тут же он сделал фотографии и отправил их мастеру, доложил о находке оператору, чтобы вагон забраковали и отцепили в ремонт.

Отметим, что на магистралях установлены КТСМ – комплексы технических средств мониторинга нагрева букс вагонов, однако во многих случаях приборы не обнаруживают дефект, и в итоге лишь зоркость и внимательность вагонников помогает избежать серьёзных случаев нарушения безопасности движения. «Букса и колёсные пары – наиболее ответственные элементы ходовой части вагона, а разрушение торцевого крепления буксы может стать причиной горячего излома шейки оси колёсной пары, которое затем может привести к сходу подвижного состава. А поезд с находкой отправлялся на станцию Тосно главного скоростного хода Санкт-Петербург – Москва», – подчеркнул Александр.

Наглядные дефекты буксовых узлов фиксируются сразу, доказывать неисправность, как трещину у дефектоскопистов, не нужно. За них ОРВ положена хоть и скромная, но премия – от предприятия и мастера. За предыдущую дефектную буксу Александр премию уже получил.
Автор: Ольга Беляева