Чёрная пыль из-под колёс
Марина Маннанова, приёмосдатчика груза и багажа станции МуслюмовоРаботница Южно-Уральской магистрали предотвратила возможное крушение поезда
Приёмосдатчика груза и багажа станции Муслюмово Марину Маннанову наградили знаком отличия ОАО «РЖД» «За безопасность движения». Поздравления она принимала в Челябинске от начальника ЮУЖД Игоря Рязанова.
Железнодорожница трудится на Южно-Уральской магистрали более 32 лет, но признаётся, что впервые столкнулась с аварийной ситуацией. Но не растерялась и оперативно среагировала. Благодаря чётким и правильным действиям удалось избежать более тяжёлых последствий для подвижного состава.
События, которые произошли 22 мая этого года, надолго останутся в памяти Марины Александровны. В тот день её рабочая смена началась как обычно, всё шло как по накатанной. К ней в товарную контору поступил сигнал: требовалось принять полувагоны после погрузки и сформировать состав на отправление.
– Станция небольшая, и объёмы перевозимых грузов невелики, но при этом работы всегда хватает. К нам приходят поезда, я их готовлю по прибытию, а затем – по отправлению, – рассказывает железнодорожница.
И в этот раз, как обычно, Марина Александровна направилась осматривать вагоны. На соседнем приёмо-отправочном пути стоял грузовой состав, следующий по маршруту Екатеринбург – Челябинск. Он тронулся и начал набирать скорость.
– Проходящий через нашу станцию поезд отправился после трёхчасовой остановки. Где-то в середине состава из-под вагонов поднималось чёрное облако пыли. Сначала подумала, что у вагона неисправность – образовалась щель, из которой сыпется руда или ещё что-то, – вспоминает Марина Александровна. – Но когда он проезжал мимо, я увидела, что колёсная пара едет не по рельсам, а катит прямо по шпалам. Поэтому и поднялась такая густая пыль.
Железнодорожница незамедлительно связалась по рации с диспетчером, а тот – с машинистом. Каждая секунда была на вес золота.
– Хорошо, что состав не набрал большой скорости и ему удалось быстро остановиться. Затормозил примерно в 500 метрах от переводной стрелки. То есть, ещё 20-30 секунд – и могло свершиться непоправимое: на ней вагон точно упал бы и потянул бы за собой другие, – комментирует собеседница.
По словам железнодорожницы, чёткое соблюдение правил технической эксплуатации, инструкций и других нормативных документов – залог безаварийной работы.
– Важные составляющие профессии любого приёмосдатчика – это бдительность, сообразительность и быстрота реакции, оперативность мышления и действий, – продолжает Марина Александровна. – Нерасторопным и невнимательным людям эта работа строго противопоказана. Ошибка может обойтись станции и ЮУЖД в целом очень дорого – потерей доходов и рисками в области безопасности движения поездов.
Работа приёмосдатчика груза и багажа обычно начинается «на высоте» – с выхода в касках и жилетах на смотровую вышку, откуда проводится визуальный осмотр коммерческих гружёных вагонов. Затем железнодорожник продолжает осматривать состав непосредственно вдоль путей.
Специфика станции Муслюмово в том, что львиная доля погрузки приходится на сыпучие грузы в полувагонах. Они хоть и не относятся к классу опасных, но также требуют особого внимания. Кроме того, станция находится в центре посёлка, поэтому соблюдать меры предосторожности здесь особенно важно.
По мнению железнодорожницы, во всех операциях приёмосдатчик должен следовать корпоративной этике, сочетая в себе качества опытного хозяйственника и дипломата, быть предельно бдительным и детально знать все нормативные документы. Ещё одно важное качество в работе – доброжелательность. Но в то же время нужно проявлять твёрдость и настойчивость при взаимодействии с грузовладельцами.
– Приёмосдатчики отвечают за сохранность вагонного парка, за перевозку отправляемых грузов в соответствии с нормативными документами, техническими условиями, отслеживают правильное размещение и крепление груза в вагоне. Чтобы специалисты могли лично удостовериться в этом в любую, даже самую холодную погоду, их обеспечивают спецодеждой, – отмечает начальник станции Муслюмово Дмитрий Плотников. – Работа Марины Александровны заслуживает высокой оценки. За три десятка лет она зарекомендовала себя настоящим профессионалом. А в случившемся ЧП вовремя среагировала и предотвратила тяжёлые последствия.
За последние пару лет технология работы приёмосдатчика на магистрали значительно улучшилась. Ещё недавно многие документы заполнялись вручную. Ныне в повседневную деятельность этих профессионалов вошли информационные технологии, поэтому оперативность обработки документации ощутимо повысилась. Благодаря усовершенствованной программе процесс занимает считаные минуты, хотя раньше на это уходило от двух до трёх часов.
Помогают приёмосдатчикам в повышении квалификации ежегодная техническая учёба с последующим тестированием на компьютере и аттестация.
– Специалисты должны постоянно повышать уровень, а иначе никак. Отставать в этом вопросе ни в коем случае нельзя, ведь клиенты с каждым годом становятся всё более подкованными в нормативной базе, и чтобы вести с ними переговоры на равных, требуются расширенные знания и компетентность, – говорит наша собеседница.
О секретах мастерства этой многогранной профессии Марина Александровна может рассказывать долго. Она – потомственная железнодорожница. Её мама, Надежда Степанова, трудилась более 30 лет дежурной по станции Биргильда. Супруг Сагит отработал 25 лет составителем поездов. Один из сыновей, Вадим, пошёл по стопам отца и несколько лет также трудился составителем поездов. А другой сын, Артём, получил высшее образование и работает машинистом пассажирских поездов в эксплуатационном локомотивном депо Челябинск. Дочь Юлия в сентябре пойдет в 9-й класс, а в будущем планирует пойти учиться в Челябинский институт путей сообщения.
– Те, кто решает связать свою судьбу со стальной магистралью, должны понимать, что звание железнодорожника обязывает быть трудолюбивым и очень ответственным. Думаю, мы стали хорошим примером для наших детей, которые продолжают семейную династию, – отметила Марина Александровна.