Мелодия безопасности Транссиб

Мелодия безопасности

Сергей Соколов, электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования моторвагонного депо Алтайская

Сергей Соколов распознал неисправность буксового узла колёсной пары по звуку

Сергей Соколов, электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования моторвагонного депо Алтайская, проводил вибродиагностические испытания электропоезда, когда обнаружил неисправность. Распознать её смог по звуку.

Сергей Соколов проводил диагностику нового электропоезда ЭП3Д № 0085. Перед запуском в эксплуатацию работоспособность буксового узла колёсных пар проверял виброанализатором СД-21. Интеллектуально-измерительная система, подключённая к персональному компьютеру, фиксировала и записывала колебания всего агрегата и отдельных его частей.

– При проверке устройство не должно издавать каких-либо звуков, я же услышал шумы. Так подшипники в буксе откликались вибрацией на датчики анализатора, – рассказывает о процессе Сергей Михайлович.

Электромеханик позвал механика Александра Полосина. Вместе они предположили, что неисправность находится в левом буксовом узле третьей колёсной пары. Позже их опасения подтвердили результаты записи.

– Поезд был на гарантии, а буксы опломбированы. Чтобы вскрыть их самим и понять причины шума, через руководство депо обратились на завод, что выпустил электропоезд. И когда получили разрешение, провели ревизию. Оказалось, что в подшипнике было недостаточно смазки, – отмечает Сергей Соколов.

Нехватку восполнили. После контрольной диагностики, которая не выявила других дефектов, поезд пустили в эксплуатацию. Правда, прежний звук остался. Теперь при каждом заезде на текущий ремонт в цех моторвагонных секций работники внимательно диагностируют буксу. Если ситуация ухудшится, то колёсную пару демонтируют и направят в колёсно-редукторное отделение, где буксу разберут и определят точную природу звука. Для этого смазку отправят в химико-технологическую лабораторию при депо.

Для электромеханика подобный эпизод не первый. Он отмечает, что не все детали можно проверить на заводе во время сборки. Однако заметить изъяны удаётся уже в депо, во время испытаний техники.

Пять лет назад Сергей Соколов выявил износ внутреннего кольца подшипника в тяговом двигателе. В смазке была обнаружена металлическая крошка. Как оказалось, партия деталей была создана из некачественного материала. Неисправный элемент заменили. Другой случай электромеханик приравнивает к чуду. При исследовании одной из колёсных пар о наличии серьёзного дефекта также сообщил звук, а подшипник на опорном стакане колеса развалился прямо в цеху.

– Разрушение могло произойти во время движения. И если поезд не сошёл бы с рельсов, то, применив экстренное торможение, больше не смог бы двинуться с места. В таком случае пострадает график движения поездов, – говорит железнодорожник.

Сергей Соколов работает в моторвагонном депо Алтайская с 1985 года.

– Сергей Михайлович обладает хорошими теоретическими и практическими знаниями, которые позволяют ему действовать в сложной обстановке грамотно и спокойно. Когда за дело берётся он, значит ремонт будет выполнен грамотно и безаварийно, – комментирует мастер участка производства Василий Соболев.

Автор: Наталья Кулакова