На третьем линейном участке Волжская магистраль

На третьем линейном участке

Юрий Бедняков, монтёр пути (г. Арзамас)

Юрий Бедняков обнаружил размыв откоса насыпи

Вода найдёт прожилину

В тот день Бедняков как старший сопровождал операторов дефектоскопной тележки на диагностике первого пути. Двое сигналистов отвечали за безопасность. Один шёл впереди группы, другой – позади. Когда приблизились к седьмому пикету 365 км перегона Венец – Мухтолово, Юрий заметил неладное. Метров за двадцать от них, рядом с опорой контактной сети, земляной откос казался нарушенным. С виду словно сошёл небольшой оползень. Длина обвала достигала трёх метров, ширина – порядка четырёх. Но плечо балластной призмы осталось нетронутым. К счастью, при близком рассмотрении Юрий обнаружил между путями небольшой ручеёк, он бежал из-под насыпи. После прошедших ливней под балластной призмой, видимо, скопилась вода, под тяжестью составов она нашла выход здесь.

– Вода всегда найдёт свою прожилину, – говорит сегодня путеец. – Я сфотографировал находку, сообщил о размыве откоса насыпи дорожному мастеру. Путеизмерительное оборудование показало, что путь в рабочем состоянии. Однако скорость ограничили до 60 километров в час. К вечеру работы по укреплению насыпи закончились, и уже в 16 часов 40 минут сняли все ограничения…

 

От кувалды до наблюдательности

Сегодня ему доверяют проводить сложный ремонт, включая монтаж и демонтаж верхнего строения пути. Монтёр пятого разряда может укладывать рельсы по угольнику и шаблонам, заниматься промером и выправкой пути по ширине колеи, укладкой рельсов бесстыковым методом. Квалификация позволяет.

За эти годы родную станцию Мухтолово, свой третий линейный участок, от 357 км до 372 км, Юрий узнал от и до. Крутые кривые – главная особенность участка. От станции Мухтолово до разъезда Саконы, на этих 8 км, их особенно много. Путь буквально извивается змейкой. Видимость затруднена. А значит, опасность выше.

– В кривых работают только с сигналистом, потому что поезд, выезжающий из кривой, сразу не услышишь. Да и износ пути здесь происходит быстрее, – отмечает железнодорожник.

Последние несколько лет активная стройка автомобильной магистрали М-12 накладывала свой отпечаток на работу дистанции. Через Мухтолово провозились строительные грузы, пути были всегда заняты. Ночами выгружались вагоны, задействовали все стрелочные переводы. И обслуживать инфраструктуру приходилось тщательно, с большим вниманием. У монтёров пути оказалось много забот. Не смыкали глаз и два переезда, которые расположены на этом участке. На одном из них, кстати, трудится супруга Юрия, Мария Беднякова. Выдержали вместе.

За 20 лет Юрий привык к тяжёлому физическому труду, а вот изменчивая погода до сих пор заставляет напрягать все силы. Дождь или жара – работа не прекращается.

Благодаря профессии монтёра в человеке раскрываются определённые личностные качества. Например, ответственность, наблюдательность. Места, где может прятаться дефект, находишь быстро. Вот так Юрий идёт вдоль пути и уже на глаз отмечает – тут щебень просел. На улице стоит высокая температура +250С – может произойти выброс пути. Рельсовая плеть нагревается, расширяется, а будучи запертой в торцах соседними рельсами, она выбрасывается внутрь или наружу. Это самый страшный дефект для летнего сезона. Зимой – разрыв. Такие неисправности чреваты не только сходом, но и крушением. Навык подмечать изменения, которые происходят с железнодорожными путями, приобретаешь с годами, с практическим опытом.

Бедняков рассказывает:

– По зазорам, по меткам на рельсе отмечаешь изменения в пути. Всё можно выявить на глаз: нагнулся, присмотрелся – и просадка на виду, и выплеск. Если идут дожди, значит, есть риск выплесков или просадки щебня. Обращаешь внимание на это. Стезя монтёра пути – наблюдение.

 

Бдительность спасла

Когда 10 июня на место размыва откоса насыпи приехали специалисты дистанции искусственных сооружений, они подтвердили опасения Юрия Беднякова. Дефект оказался серьёзным. В течение недели после инцидента путейцы ежедневно проверяли состояние земляного полотна на перегоне Венец – Мухтолово. Грунт оставался стабильным.

К чему мог привести вовремя не обнаруженный размыв? К обрушению насыпи, к сходу поезда. Бригадир пути ПЧ Арзамас Алексей Фадеев уверяет, что бдительность Беднякова спасла.

Автор: Алёна Зудина