Машинисты особого сплава Призыв

Машинисты особого сплава

Андрей Вежлев, Машинист второго класса локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Орск

Благодаря оперативным действиям локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Орск удалось избежать трагедии. Машинист второго класса Андрей Вежлев применил экстренное торможение, и в итоге грузовой состав остановился в 20 метрах от работников магистрали, которые в тот момент работали на путях.



Случай произошёл 25 августа этого года на 225-м километре перегона Медногорск – Сара. В тот день вблизи железнодорожного полотна трудилась бригада специалистов Кувандыкской дистанции пути, которая выполняла протяжку клеммных и закладных болтов. А в это время их коллеги косили траву в полосе отвода при помощи электроинструментов. Как выяснилось позже, работники выставили сигналиста со стороны нечётного поезда. Чётный же, по которому и перемещался указанный состав, никто не контролировал, что могло привести к непоправимой трагедии.

– Когда мы вывернули из кривой, то заметили, как бригадир стоит на путях. Причём спиной к нам, а работники косят траву рядом с ним, – комментирует Андрей Александрович. – Раздумывать времени не было, и я дал сигнал большой громкости и тут же завернул в экстренное. Из-за шума работающих инструментов коллеги не слышали сигнала электровоза. В итоге они отбежали в сторону только тогда, когда наш состав был уже совсем близко.

Общеизвестный факт: после подачи громкого сигнала находящиеся на путях обязаны быстро отходить на безопасное расстояние и сигнализировать рукой. Но в данном случае этого не случилось. Как говорит Андрей Александрович, согласно Правилам технической эксплуатации ОАО «РЖД», экстренное торможение применяется минимум за 400 метров до препятствия. В нашей ситуации расстояние до работающей бригады было меньше, и от трагедии спасли несколько обстоятельств. Во-первых, начиная со станции Кувындык до Сары очень сложный природный рельеф: на этом участке магистрали много кривых и идёт долгий подъём. Причём после прохождения составами Медногорска часто происходят нарушения со стороны местных жителей: они переходят железнодорожное полотно в неустановленных местах. Чтобы избегать возможных чрезвычайных происшествий, машинисты в целях безопасности подают громкие сигналы. Да и в целом скорость на данном участке магистрали ограничена 60 километрами в час. Андрей Вежлев со своим помощником Иваном Понякшиным в этот день управляли трёхсекционным электровозом, за ними был тяжеловесный состав весом 5,9 тысячи тонн.

– Возможно, положительную роль в возникшей ситуации сыграло то, что наш состав был очень тяжёлый и мы совершали затяжной подъём со скоростью 50–55 километров в час. Как говорится, действовали строго по правилам безопасности, – говорит машинист. – Плюс нам повезло с погодой: стоял тёплый сухой день, светило яркое солнце, а если было бы пасмурно и влажно, то ситуация могла бы закончиться плачевно, ведь тормозной путь увеличился бы очень существенно.

Согласно статистике, на Южно-Уральской железной дороге этот случай с экстренным торможением в 2023 году уже второй. А всего по сети железных дорог за восемь месяцев зафиксировано чуть более 50 подобных происшествий.

– Мгновенная реакция и правильные действия нашего машиниста Андрея Вежлева спасли жизни четырём железнодорожникам, – говорит начальник депо Кирилл Казаков. – Андрей Александрович уже более 16 лет водит электровозы. Это специалист высокого класса, он отлично справляется с производственными заданиями. Его коллега Иван Понякшин в должности помощника машиниста работает более 10 лет. Эта локомотивная бригада на хорошем счету.

Андрей Вежлев не случайно выбрал такую профессию. Его дед Фёдор Иванович более 70 лет назад водил паровозы по Южно-Уральской железной дороге. В 1940–1960-е годы он трудился на станции Кувандык. Его сын, Александр Фёдорович, посвятил свою трудовую жизнь железнодорожной станции Орск. Династию Вежлевых знают многие на Орском железнодорожном узле, причём некоторые члены семьи были удостоены почётных наград за самоотверженный труд.

– Когда мне исполнилось 19 лет, я окончил профессиональное училище по специальности «АТС и связь». После многие мои товарищи пошли учиться на помощника машиниста, – вспоминает Андрей Вежлев. – Я сделал то же самое и в 2005 году пришёл трудиться на Южно-Уральскую.

По словам железнодорожника, стальная магистраль стала для него вторым домом, ведь в пути он проводит солидную часть жизни. Андрей Александрович активно участвует в общественной жизни родного депо. Он неоднократно защищал честь ЮУЖД на сетевых турнирах. Так, в 2017 году на соревнованиях «Спорт поколений» в составе сборной магистрали завоевал бронзовые медали.

– Это был большой международный турнир, в котором принимали участие 24 команды. Причём спортсмены приехали не только со всех железных дорог России, но и из Болгарии, Латвии, Беларуси и Казахстана, – вспоминает наш собеседник. – Мы с коллегами состязались в лёгкой атлетике, стрельбе из лука и винтовки, проходили трассу с препятствиями, сдавали нормативы программы «Готов к труду и обороне». От соревнований получили много положительных эмоций и воспоминаний.

Несмотря на непростой график работы, Андрей Александрович всегда находит время на спортивные занятия. Его сын увлекается хоккеем и ходит в профильную секцию. Вместе с ним на ледовую площадку выходит и сам железнодорожник.

Помощник машиниста Иван Понякшин трудится на стальной магистрали с 2012 года. И за это время у него уже накопилось множество поощрений от руководства депо.

– Профессию машиниста выбирает далеко не каждый. Люди, которые приходят работать в кабину электровоза, обладают особенным характером, в котором присутствует сплав романтики, ответственности и высокого уровня дисциплины, – подчёркивает Андрей Вежлев.

Автор: Алексей Сергеев