Человек воздуха Железнодорожник Поволжья

Человек воздуха

Сергей Кожедуб, Ведущий инженер вагона-дефектоскопа Саратовского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры

За многолетний добросовестный труд инженера-дефектоскописта Сергея Кожедуба 29 сентября наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.



Выбрать профессию Сергею Кожедубу помогла армия. Во время службы на границе приходилось много двигаться, быть наблюдательным, внимательным. После демобилизации он послушался совета отца-железнодорожника и в 1987 году устроился на Приволжскую магистраль помощником оператора дефектоскопной тележки. Характер работы – выявлять дефекты рельсов – напоминал будни пограничника.

«Мне пришлась по душе работа дефектоскописта. Перспектива проводить целый день в кабинете всегда пугала. А тут свежий воздух, много движения, самостоятельность, ответственность», – поясняет ведущий инженер вагона-дефектоскопа Саратовского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры (РЦДМ) Сергей Кожедуб

Секретами профессии делился отец. Много лет проработав на Приволжской оператором дефектоскопной тележки, он умел на глазок отличать трещину от волоска или масляного следа, слышать полутона звука подозрительного рельса. ­Сергей получил богатейший опыт, в жару и холод считая километры путей от Саратова до Красавки. Как свои пять пальцев изучил окрестности станций Трофимовский-1, Курдюм, Татищево, Кологривовка, несуществующие ныне разъезды Никольский и Синицино. Профессионализм позволял вовремя замечать дефекты, которые могли привести к ЧП.

«Как-то на перегоне в районе Красавки я обнаружил на головке рельса трещину, которая на глазах расползалась. Как положено по инструкции, выставил сигнальные петарды и побежал навстречу двигающемуся одиночному локомотиву. Он остановился примерно в 500 метрах от опасного места. Сотовых телефонов тогда не было, из кабины машини­ста я передал информацию диспетчеру, приняли меры», – вспоминает герой очерка.

Через два с половиной года Сергея повысили – он стал мастером цеха дефектоскопии. С 1994-го работает инженером вагона-дефектоскопа, вместе с бригадой колесит по Приволжской. Работа вахтовая – по 15 суток. Инженер следит за поступающими на экран параметрами ультразвукового обследования пути, расшифровывает, составляет отчёты. Приходится часами не отрывать взгляда от монитора, при этом сохраняя концентрацию. Дефектоскописты сравнивают свой вагон с подводной лодкой, которая следует намеченным курсом днём и ночью, погружённая в выполнение важных задач.

«Самое напряжённое время для нас – межсезонье. Из-за резких перепадов температур рельсы начинают «играть», чаще обнаруживаем лопины, трещины. В сильные морозы металл сжимается, стыковой зазор увеличивается, рельсы становятся хрупкими, возможны изломы. Мы заметили, что холоднее всего зимой на Приволжской бывает на станциях Сенная и Пугачёвск», – делится дефектоскопист.

За 36 лет работы на железной дороге Сергея Кожедуба поощряли грамотами, знаками отличия, именными часами. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» ему вручил в Москве министр транспорта РФ Виталий Савельев.

Трудовую эстафету подхватил сын Сергея Ивановича и даже выбрал ту же специальность. Кирилл Кожедуб начинал с наладчика вагона-дефектоскопа, а сейчас руководит отделом неразрушающего контроля Саратовского РЦДМ.

Сергей Кожедуб в свои 57 лет остаётся человеком воздуха. Зимой любит махнуть с друзьями на заснеженную Кумысную поляну в Саратове и покататься на лыжах, пробежать кросс. Летом пересаживается на велосипед или надевает лыжероллеры. Кроме того, много времени уделяет дачным хлопотам. Там всё те же природа и свежий воздух.

Автор: Юлия Шишкина