Куйбышевский железнодорожник

Наглядный урок

Салават Нуриахметов и Ильнур Вахитов, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Уфа и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Уфа

Локомотивная бригада из эксплуатационного локомотивного депо Уфа обнаружила серьёзную неисправность в кузове электровоза, которая могла повлечь за собой сход поезда.



Ильнур Вахитов, помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Уфа и Салават Нуриахметов, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Уфа.jpg

28 сентября после полуночи машинист электровоза Салават Нуриахметов и помощник машиниста Ильнур Вахитов принимали электровоз ВЛ10у на станции Абдулино. Локомотивная бригада готовилась вести грузовой состав направлением в Дёму и согласно инструкции приступила перед отправлением к осмотру механической части электровоза.

«Несмотря на тёмное время суток, я обратил внимание на небольшой наклон кузова электровоза, поэтому возникло нехорошее подозрение с неполадкой люлечного подвешивания. Эта часть локомотива уменьшает горизонтальное и вертикальное воздействие электровоза на путь, – рассказал Салават. – О своих догадках я сообщил помощнику, порекомендовав ему тщательно осмотреть все крепления кузова».

Вскоре Ильнур Вахитов подтвердил опасения машиниста, доложив ему, что обнаружил в кузове излом пружины люлечного подвешивания. Салават Нуриахметов незамедлительно вызвал к месту машиниста-инструктора, внёс соответствующую запись в журнал технического состояния локомотива. Был составлен акт, в результате которого неисправный локомотив отправили на ремонт в пункт технического обслуживания, а его место занял другой электровоз.

«Данная неисправность встречается довольно редко, потому что пружину изготавливают из особо прочной стали, – пояснил машинист. – Причина могла скрываться в дефекте самого металла от сильного перепада температуры. Излом пружины мог привести к сильной качке локомотива, особенно в кривых участках пути, и в дальнейшем его возможному сходу».

Примечательно, что в момент происшествия в составе локомотивной бригады находился третий работник, стажёр помощника машиниста Азамат Саттаров, для которого эта поездка стала пока лишь второй в жизни. Не по учебникам, а в реальной обстановке Азамат получил наглядный урок образцового взаимодействия машиниста и помощника.

«Я понял, что надо более тщательно осматривать электровоз, внимательнее слушать команды машиниста, – говорит стажёр. – И что приёмка локомотива – это не рутинная работа, а требующая каждый раз серьёзного индивидуального подхода».

За период трёхлетней совместной работы в эксплуатационном локомотивном депо Уфа судьба однажды разъединила Салавата Нуриахметова и Ильнура Вахитова. Это случилось из-за перевода машиниста в другую колонну, на пассажирское движение. Но с апреля 2023 года локомотивная бригада вновь возродилась.

«Взаимопонимание у нас не то чтобы с полуслова, а с полувзгляда, – говорит Салават. – Часто Ильнур предупреждает мои указания, я не успею заикнуться, как он уже показывает готовую работу. И на неисправности локомотива у него профессиональное чутьё, что не раз выручало нас за время работы».

Этот случай на исходе сентября – далеко не первый в практике локомотивной бригады. В 2018 году она также проявила бдительность при приёмке локомотива, только на станции Дёма, обнаружив аналогичную неисправность в люлечном подвешивании. Машинисту и его помощнику приходилось выявлять и трещину на рессорном подвешивании, и провороты бандажей колёсных пар.

Салават Нуриахметов работает в депо с 2009 года, сейчас он машинист второго класса и стремится повысить квалификацию до первой. Кроме этого, с 2021 года он является общественным инспектором по безопасности движения и буквально на днях был признан лучшим по результатам общественной работы по итогам III квартала текущего года. За этот период он выявил 24 нарушения безопасности движения поездов.

Ильнур работает помощником машиниста с 2013 года, и профессиональных амбиций у него ничуть не меньше, чем у старшего товарища. Его цель – стать таким же высококлассным машинистом, как и его напарник.

«В моих ближайших планах окончить курсы обучения на машиниста и получить права на вождение локомотива. А обкатываться буду только у Салавата Раилевича», – твёрдо решил помощник машиниста.



Автор: Александр Савенков