Юзом по рельсам
Евгений Брагин, Осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Лянгасово
Осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Лянгасово Евгений Брагин награждён нагрудным знаком «За безопасность движения на Горьковской железной дороге». Поводом к этому послужила его бдительность и профессионализм, проявленные в опасной ситуации 1 февраля.
Уже светало, когда Евгений встречал очередной грузовой состав на третьем пути в парке отправления станции. К этому моменту вместе с ещё одним осмотрщиком-ремонтником они успели сокращённо опробовать тормоза не меньше чем у десятка составов. Ночная смена подходила к концу. Однако расслабляться было ещё рано. Ошибки железная дорога не прощает. За больше чем двадцать лет работы на магистрали Брагин в этом убедился. Одно неверное решение, одна оплошность – и поезд может сойти с рельсов.
Поезд, прибывший в Лянгасово 1 февраля, шёл с холодным электровозом. Так у железнодорожников называют неработающий локомотив. Значит, неисправный. Его прицепили к ведущему электровозу, как обычный вагон. Локомотивная бригада сменилась. Опробовали автотормоза. После короткого сигнала машинист снизил давление в уравнительном резервуаре. Состав продули. Через тормозную магистраль воздух прошёл непрерывным потоком, оповещающим о том, что всё в порядке. После проверки срабатывания тормозов двух хвостовых вагонов на торможение Евгений Брагин заполнил справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии. Составу дали отправление.
И только он тронулся с места, как уши резанул неожиданно резкий звук. Евгений выхватил рацию. Поезд нужно остановить! И хотя внешних признаков неисправности не было, слух не обманешь. Это дефект. При осаживании поезда (возвращении назад) осмотрщик с особенным вниманием всматривался в подвижной состав. Практически сразу увидел, как третья колёсная пара на второй секции холодного локомотива ползла по рельсам юзом, издавая сильный скрежет. Колёса заклинило.
Евгений Брагин родился в Лянгасово в семье железнодорожников. Отец Александр Брагин был машинистом электровоза, а мама работала в том же вагонном депо оператором. Какой был выбор у Евгения тогда, в 90-е? Стабильность, надёжность, гарантии – превыше всего. Получив специальность слесаря по ремонту подвижного состава в железнодорожном училище, Евгений устроился в вагонное депо. Поступить на помощника машиниста не позволили проходные баллы. Правда, спустя несколько лет корочки помощника он всё-таки получил. Было интересно узнать об управлении локомотивом. Но график работы у локомотивных бригад не очень подходящий для семьи. В вагонном депо наперёд знаешь, где и когда ты будешь. В 2001 году Брагин переучился на осмотрщика-ремонтника.
– Раньше осмотрщики только находили неисправности вагонов, а устраняли их слесари. Сейчас все эти функции выполняет осмотрщик-ремонтник, – рассказывает о своей работе Евгений Брагин. – По тормозному оборудованию, например, регулируем рычажную передачу или меняем колодки. Можем устранить неисправности автосцепки, сменить концевой кран…
В вагонном хозяйстве за 23 года, что Евгений трудится на магистрали, изменилось многое. Дефектов стало меньше, а поезда теперь длиннее.
– Сейчас вагоны находятся в собственности экспедиторских компаний, – говорит осмотрщик. – Они заинтересованы в их исправности, следят за состоянием подвижного состава.
Однако неисправности вагонники обнаруживают регулярно. Самые опасные из них – трещины в боковых рамах тележек, в колёсных парах. Постукивает осмотрщик контрольным молоточком по стальным деталям, колёсным парам и по глухому звуку определяет, прячется ли где дефект. Можно ли сказать, что для Евгения Брагина со временем стали характерны тонкий слух и цепкий взгляд?
– Не мне судить, – скромно замечает мой собеседник. – Но опасных неисправностей в вагонах я находил множество. Выявлял, и поощряли. Правда, давно уже не работал непосредственно у поездов. Выучился на оператора по ремонту подвижного состава. В основном сижу за пультом управления, занимаюсь оформлением документов, либо работаю на сокращённом опробовании тормозов.
Что же заставляет беспрестанно учиться новому? Им движет любопытство или амбиции?
– Это получается само собой. Жизнь толкает вперёд, – улыбается Евгений. – Например, меня начали ставить на замену операторам, которые уходили в отпуск или на больничный. Я решил, что мне не хватает теоретических знаний. Выучился. Так и работаю: то в парке отправления, то за пультом. Я и не задумывался…
Старший осмотрщик-ремонтник вагонов (мастер смены) ВЧДэ Лянгасово Алексей Зворыгин хорошо знает Евгения Брагина:
– В этой смене мастером работаю уже одиннадцатый год. Евгений – опытный специалист с хорошим багажом знаний. Глаз у него уже намётан на неисправности. А главное, он надёжный человек, инициативный, порядочный. Вот и в той ситуации проявил бдительность и предотвратил возможные последствия. Это закономерно.
За добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, высокий профессионализм и проявленную бдительность Евгений Брагин был удостоен нагрудного знака «За безопасность движения на Горьковской железной дороге». На счету у Брагина уже есть почётная грамота от начальника магистрали, множество поощрений.
– Я ни разу не пожалел о выборе профессии. Здесь я встретил свою жену, она тоже вагонный оператор. Здесь закалился мой характер: дисциплина, внимательность, ответственность. И вообще я считаю себя счастливым человеком, – подводит итог Евгений.