Транссиб

Когда нельзя тормозить

Владислав Шевченко, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Новосибирск

По чуть заметному колебанию стрелки манометра железнодорожник выявил серьёзную неис-правность и не допустил аварийной ситуации.

Владислав Шевченко.jpg
  Работники эксплуатационного локомотивного депо Новосибирск оказались в нестандартной ситуации, которая повлияла на целостность тормозной магистрали грузового состава. Благодаря бдительности и профессионализму железнодорожники не допустили аварии.

Днём 13 марта поезд № 3416 следовал по маршруту Новосибирск – Болотное. Он остановился на станции Чебула для пропуска идущих вслед составов. Ожидая коман­ды диспетчера, локомотивная бригада – машинист Владислав Шевченко и помощник машиниста Кирилл Шведов – внимательно следили за приборами, контролирующими давление в тормозной магистрали локомотива, и обстановкой вокруг.

Неожиданно рядом с составом промелькнула фигура постороннего человека и быстро исчезла. Вероятно, прохожий не захотел обходить поезд кругом – как-никак 68 вагонов, а пролез под составом.

– Я посмотрел на манометр: в тормозной магистрали упало давление на 0,1 кгс/см2. Так как величина небольшая, датчик контроля целостности тормозной магистрали не сработал, – отметил машинист Владислав Шевченко. – Тем не менее я замерил плотность в тормозной магистрали поезда. Оказалось, что она выросла в 2,5 раза.

Железнодорожник объяснил: главные резервуары тормозной системы при помощи компрессоров наполняются сжатым воздухом. Оттуда воздух равномерно распределяется по всей тормозной магистрали поезда. Резкое изменение плотности показало, что где-то в середине состава магистраль была перекрыта. А значит, какая-то часть вагонов осталась без тормозов.

Чтобы подтвердить или опровергнуть этот вывод, помощник машиниста Кирилл Шведов осмотрел состав. Концевой кран тормозной магистрали между 29 и 30 вагонами действительно оказался перекрыт. По всей вероятности, нарушитель, пролезая под составом, задел его. Локомотивщик вернул кран в исходное положение. После осмотра всего состава локомотивная бригада выполнила сокращённое опробование тормозов с проверкой проходимости тормозной магистрали поезда. Убедившись в исправности всех систем и доложив о ситуации дежурному по станции Чебула, железнодорожники отправились дальше.

– Небольшое падение давления в тормозной магистрали можно и не заметить. Поезд ведь не герметичный – воздух так или иначе уходит. Но если состав останется без тормозов, это может привести к страшным последствиям. И много случаев таких было. Вспомните хотя бы крушение на перегоне Ерал – Симская (Куйбышевская железная дорога) в 2011 году, когда из-за перекрытия концевых кранов тормозной магистрали с рельсов сошёл целый состав, – говорит Владислав Шевченко. – Но в момент происшествия я об этом не думал. Потому что у нас есть регламентированный порядок действий, и мы их выполняли.

Хоть Владислав Шевченко вступил в должность совсем недавно, в декабре прошлого года, в нестандартной ситуации он повёл себя как бывалый машинист. Конечно, большую роль сыграл предыдущий опыт работы: с 2019 года он трудился помощником машиниста электровоза в новосибирском депо. Но всё же значительное влияние на положительный исход ситуации оказали бдительность и внимательность к деталям. По словам локомотивщика, машинисту без этих качеств сложно обходиться, ведь каждая поездка по-своему уникальна.

– На управление электровозом влияет много факторов – количество вагонов, вес поезда, погодные условия. Если на улице сухо и светит солнце, тяжёлый состав спокойно пойдёт в горку. А если дождь или роса на рельсах, будешь стараться разогнать поезд перед подъёмом. Так что нет двух одинаковых поездок – каждый раз заново оцениваешь условия, каждый день узнаёшь что-то новое. Поэтому профессия машиниста не только престижная, но и очень интересная, – делится Владислав Шевченко.

За профессиональные действия в нестандартной ситуации работники локомотивной бригады будут поощрены.

Автор: Дарья Доротова