Успешная энергия
Сергей ТихоновНа минувшей неделе главный инженер Приволжской дирекции по энергообеспечению Сергей Тихонов отмечен знаком «Почётный железнодорожник».
На сделанный Сергеем Николаевичем выбор жизненного пути сильное влияние оказал его дядя – брат его матери Владимир Петрович Коанистов. Он был начальником энергетического района в организации «Саратовэнерго» и во многом стал для героя статьи образцом для подражания.
– Нередко, когда я сталкиваюсь с производственными задачами, вспоминаю наставления своего дяди – настоящий энергетик должен разбираться во всём и уметь починить что угодно, – рассказывает собеседник. – Меня всегда поражало, как он понимал устройства разного рода сложных механизмов и техники, без преувеличения можно сказать, что у него были золотые руки.
Трудовой путь на магистрали Тихонов начал ещё студентом – на третьем курсе он устроился работать ночным сторожем в дистанции водоотведения. Карьеру в структуре хозяйства электроснабжения железной дороги он начал после окончания вуза по специальности инженер-электрик в 1998 году.
– Это были очень тяжёлые времена. Выход из кризисных 90-х. В Саратовской дистанции электроснабжения была вакантная должность электромонтёра ремонтно-ревизионного цеха, куда я без долгих раздумий подал документы. Так удачно совпало, что я жил рядом с этим предприятием, – продолжает Сергей Николаевич.
Тихонов с признательностью вспоминает своих наставников, в первую очередь – начальника ремонтно-ревизионного цеха Юрия Петровича Сурова и заместителя начальника Саратовской дистанции электроснабжения Виктора Абдуловича Абучаева. Под их чутким руководством молодой специалист начинал постигать основы профессии на практике.
– Я постоянно учился у них чему-то новому. Поначалу казалось – я же только что вышел из института, всё знаю и умею. Но когда стал работать плечом к плечу с моими наставниками, диву давался – оказывается, ранее полученные знания и навыки были лишь азами. Жаль, этих замечательных специалистов уже нет с нами. Среди учителей, которые и сегодня трудятся на благо магистрали, – главный инженер Приволжской железной дороги Александр Николаевич Смородин, – отзывается собеседник.
Говоря о своём трудовом пути, Сергей Тихонов делится воспоминаниями о своём первом введённом в эксплуатацию объекте. Поставленную задачу выполнять надо было вместе с коллегами в теперь уже далёком 1998 году.
– Я уже немного набрался опыта и, как один из самых молодых работников, был направлен на стройку. Можно сказать, что это и была моя проверка теоретических знаний на практике. Начинали возведение подстанции на станции Нефтяная ещё летом в 1998 году, по теплу, а вот завершили только зимой. Было непросто – и кабели пришлось потаскать на себе, и землекопом побыть, но это того стоило. То особое чувство, когда ты понимаешь, что построенный тобой объект вот-вот оживёт. После запуска всё оборудование функционировало без сбоев. Удовлетворение от успешно проделанной работы мало с чем сравнится, – говорит Сергей Николаевич.
Сразу после окончания института и трудоустройства в дистанции Тихонов подал документы для получения железнодорожного образования на заочный факультет РГОТУПСа в Саратове (ныне СамГУПС) по специальности экономика железнодорожного транспорта, который успешно окончил в 2001 году.
– Важно поймать тот момент, когда ты осознаёшь, что хочешь стать руководителем. Я понял это сразу же после трудоустройства на магистраль и начал работать в этом направлении. Сегодня у меня два высших образования – профильное техническое и экономическое. Нужно постоянно расширять свой кругозор, ведь далеко не все вопросы можно решить только с позиций профессионального образования, – утверждает энергетик.
За более чем 20 лет стажа на железной дороге Сергей Тихонов стал свидетелем и непосредственным участником многих преобразований на Приволжской магистрали. Среди них – электрификация линий Саратов – Волгоград, Сенная – Сызрань, строительство тяговых подстанций и внедрение новой аппаратуры.
Не обходилось в работе и без курьёзов.
– В канун Рождества в 2009 году вышло из строя новое оборудование на посту Вязовый Гай, который располагается в полях недалеко от одноимённого разъезда. Причиной тому стал интерес, проявленный к устройствам полевыми мышами. Они погрызли часть изоляции и нарушили функционирование поста. Мы с бригадой рабочих еле добрались туда через метель и всю рождественскую ночь провели в поисках неисправности. Но приключения не закончились – утром дежурный уазик едва смог проехать за нами. И с ещё большим трудом мы добирались до трассы, – смеётся железнодорожник.
Ещё двумя крупными достижениями собеседника стали перевод всех высокомачтовых установок в границах полигона дороги на светодиодное освещение и внедрение мультифункционального проекта «Изменение точек покупки электроэнергии с выходом на ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности) в границах Волгоградского территориального управления».
Железнодорожник не только рассказал об оставшихся в прошлом знаменательных вехах, но и поделился планами на будущее.
– Ещё очень многое предстоит сделать. Среди стратегически важных задач остаётся ввод в эксплуатацию подстанции Овражная. После её запуска станет возможным организовать пропуск тяжеловесных поездов по новым маршрутам и поднять общий уровень надёжности района электроснабжения, – подчёркивает Сергей Тихонов.
Несмотря на насыщенную трудовую жизнь и достигнутые за это время успехи, Сергей Николаевич всё же считает самым главным своим достижением большую и дружную семью.
– Совсем недавно моей младшей дочери исполнился год. Всего же у нас с супругой пятеро детей – двое сыновей и три дочери. Давить на них с выбором профессии я не стану – каждый должен сделать осознанный шаг к своему будущему, – уверен энергетик.