Локомотивная бригада депо Волховстрой предотвратила ЧП.
Не спи, машинист!
До Волховстроя оставалось минут сорок езды, когда они встали у светофора на перегоне Валя – Мыслино. Александр Румянцев и Игорь Чаенков перегоняли из Тихвина свою «машку», как называют локомотивщики тепловоз М-62, на ремонт в основное депо. Было около пяти часов утра – самое тяжёлое время для тех, кто работает в ночь. Даже самым закалённым приходится с напряжением превозмогать дремоту. На главном грузовом ходу Октябрьской и в это время суток оживлённо.
Ждали зелёного сигнала по удалению впереди идущего поезда. А за ними, в затылок, стояли товарняк и толкач. И навстречу составы шли один за другим. Из кривой выскочил чётный поезд с цистернами. Они оба сразу заметили искры, вылетающие из-под состава, и подумали, что машинист тормозит. Но когда по металлу кабины застучали мелкие камешки, Игорь почти закричал: «Борисович, вызывай машиниста – тормози поезд!» Сообщить локомотивной бригаде и дежурной по станции – не проблема при наличии оперативной связи. Главное-то – не потерять бдительности в пути следования, не пропустить неладное.
Очень своевременной оказалась остановка того поезда. Протащи машинист сошедшую с рельсов цистерну до станции – и она запорола бы устройства безопасности УКСПС и КТСМ, стрелочные переводы, да и всю систему ЭЦ станции Валя, считают специалисты. Александр Румянцев и Игорь Чаенков уверены, что там и до крушения было недалеко.
– Мы потом увидели, что на протяжении примерно километра шпалы внутри колеи срезаны колёсной парой, – поясняет Александр Борисович. – Вроде бы из-за того, что «бочку» слили не полностью, плескавшийся мазут сместил центр тяжести вагона и он соскочил с рельсов.
Кто бы ни был виноват на железной дороге, а локомотивной бригаде приходится расхлёбывать последствия в случае ЧП. Хорошо, если сами при этом не пострадают…
Неизбежные риски
Как говаривали старые локомотивщики, что катится, то и валится, – в том смысле, что риск не исключён.
– Есть, конечно, элемент риска, – соглашается Румянцев. – А где его сегодня нет? В такое время живём, что в любой момент может какая-нибудь техногенная катастрофа на голову свалиться.
Александр Борисович не любит рассказывать «страшилки», хотя всякое бывало за столько лет работы. Вот грибники-ягодники, например, разгуливающие по путям, очень его возмущают. Несколько раз ему приходилось применять экстренное торможение, чтобы не наехать на человека. Игорь Владимирович вспоминает самый неприятный эпизод в рабочей биографии.
– Дело было давно, ещё в 90-е. Мы вылетели из кривого участка и увидели рельсовую тележку на путях, нагруженную доверху шпалами, – рассказывает Чаенков. – Машинист – по тормозам, но где там: слишком маленькое расстояние… Народ-то разбежался, а я всю свою жизнь вспомнил и всех родственников. Метров через 50 – железнодорожный мост через реку Волхов. За спиной – 70 гружёных цистерн. Думал, с моста сейчас и улетим. Врезались в тележку с такой силой, что тепловоз пробило.
– А я помню, как лет восемь назад машина свалилась с путепровода прямо на рельсы. Перед этим только-только пассажирский поезд прошёл, – добавляет свой случай Александр Румянцев. – Я-то ехал, когда уже всё убрали, но хорошо представил, что могло бы быть…
Не раз приходилось локомотивной бригаде и возгорания на тепловозе тушить – проводку, двигатель. Такие раньше были М-62, старые и ненадёжные. После модернизации тепловоз стал называться ДМ-62, потому что дизель установлен современный. Совсем другой коленкор. Мощный, ломается редко, в кабине покомфортнее стало. Одно удовольствие – ездить на таком тепловозе.
Обновление парка машинист и помощник считают самым положительным изменением в жизни Тихвинского пункта смены локомотивных бригад.
Не в статусе сила
Когда-то это было оборотное депо, приписанное к Волховстроевскому. Теперь статус подразделения значительно понизился. Но дух солидного, уважаемого коллектива сохранился неизменным.
– У нас все машинисты отличные и помощники, – уверяет машинист-инструктор Тихвинского пункта смены Дмитрий Ушаков. – Развита взаимовыручка, никто не откажется заменить заболевшего товарища. Дружный коллектив: вместе праздники отмечаем, на рыбалку ездим, спортом занимаемся. Здоровый дух!
А кто этот дух определяет? Да все понемножку, считает Дмитрий Викторович. «Раньше у нас были какие-то лидеры, а сейчас все на равных», – честно говорит Игорь Чаенков. Однако по секрету сообщает, что друга его, Александра Борисовича, машинисты между собой называют уважительно Батя. Не только из-за двухметрового роста и косой сажени в плечах, но главным образом по причине высокого профессионализма и истинно мужского характера – уравновешенного и великодушного. На железнодорожном транспорте он работает уже 23 года, больше пятнадцати из них – машинистом тепловоза. Александр Борисович никогда не теряет самообладания и рассудительности. Не зря ему доверяют обкатку новых машинистов – около десяти его воспитанников пересели за правое крыло локомотива. Сейчас передаёт свой опыт Степану Цветкову.
Ископаемые ладожские щуки
Около десяти лет отъездили в одной кабине Александр Румянцев и Игорь Чаенков. В течение двенадцати часов смены они рядом, бок о бок: одна дорога на двоих. А ведь даже членам одной семьи психологи рекомендуют уединяться хотя бы на час, во избежание конфликтов. Тем более в маленькой кабине тепловоза, где невозможно ограничить своё личное пространство. В этой бригаде конфликтов не бывало, такая редкая совместимость у Александра Борисовича и Игоря Владимировича. Когда это возможно, машинист и его помощник проводят вместе и выходные. В любое время года их можно найти на Тихвинке или на Паше либо на реке Сясь. И летняя рыбалка хороша, а зимняя ещё лучше! Снег хрустит, солнце светит. Если рыбу не найдёшь, так хоть загоришь и свежим воздухом надышишься.
У Александра Борисовича много любимых мест. Но больше всего, пожалуй, тянет на Ладогу. Вот и этот выходной он провёл на льду Ладожского озера. Двести километров пилить на машине от Тихвина, но охота пуще неволи. Александр Борисович – заядлый рыбак, а Игорь Владимирович – рыбак за компанию. Зато он лучше запоминает выдающиеся уловы, чем увлечённый процессом Румянцев. Александр Борисович считает, например, что самую большую рыбу поймал на пять килограммов. Ладожскую щуку. А Чаенков утверждает, что щука была килограммов на 15. Ископаемая рыба?
– Пришлось лёд на несколько метров прорубить, чтобы вытащить, – смеётся Александр Борисович.
Машиниста и помощника связывает не только работа. Они много лет дружат семьями, доверяют друг другу свои мужские секреты и проявляют порой трогательную заботу. После предотвращения того ЧП, на перегоне Валя – Мыслино, Александр Румянцев был представлен к знаку «За безопасность движения». О помощниках машиниста не всегда вспоминают в подобных случаях. Почувствовав обиду друга, Александр Борисович «представил» его к собственной награде – медали «Лучший железнодорожник».
– Не поленился заказать где-то, чтобы подарить мне на день рождения. Это лучший подарок в моей жизни! – оценил Игорь Владимирович.
Профессиональные приметы
– Я почти всегда сам собираю себе тормозок в поездку. Когда рано ухожу, жену Ольгу не бужу. Просто открываю холодильник и беру всё, что нужно, – такого правила придерживается Александр Борисович.
– А я один раз в жизни доверил собрать Татьяне, так в рейсе неприятность вышла, – сказал Игорь Владимирович. – Решил, что плохая примета. Теперь всё сам!
Но жена всегда его в поездку провожает. Один раз забыл поцеловать, так она в домашних тапочках на улицу выбежала догонять. Хорошая примета – поцеловать жену перед уходом на работу...
Автор: Галина Морозова
Forum with id 24 is not found.