Не всё ещё понятно нашей героине в сущности такой штуки, как время. Кажется, ну совсем недавно, будто только вчера, она пришла работать на станцию, а уже сегодня ей вручают почётный знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте, 30 лет». При этом – здесь требуется уточнение – в Киже она трудится уже 36 лет.
Но многое становится понятным, если учесть, что из этих 36 она уже 12 работает начальником станции. Тут время пролетает как скорый поезд номер один мимо станционных построек. Она-то знает, что всё это байки, будто только в больших городах часы бегут быстрее:
– Кижа всегда была небольшим посёлком. Железная дорога здесь – главная достопримечательность. Когда мы были маленькими, то бегали смотреть на поезда и мечтали: вот бы сюда попасть работать! И, как видите, моя мечта стала реальностью.
Всё, правда, могло сложиться иначе. После окончания школы Екатерина Щербакова поступила в кооперативный техникум. Но быстро поняла, что к торговле душа совсем не лежит. Бросив обучение, вернулась в родные края, подыскала себе работу на телеграфе в райцентре. И здесь Екатерина не задержалась – позвали работать на станцию в родной Киже. Вернулась домой без раздумий.
Стоит отметить, что Кижа хоть и не самая большая станция, но работы здесь хватает всегда. Она расположилась на самой границе ВСЖД, дальше уже Петровский Завод – стыковая с Забайкальской. Именно здесь Восточно-Сибирская передаёт составы, которые отправляются дальше на восток. Здесь ведётся постоянная работа с «толкачами», здесь применяется торможение поездов перед спуском.
На то, чтобы вникнуть в работу станции, Екатерине Щербаковой потребовалось несколько месяцев. Параллельно с этим она поступила на заочное отделение в железнодорожный техникум. Но окончить его удалось не сразу – вмешались приятные семейные обстоятельства: Екатерина Андреевна вышла замуж и родила первого сына.
Вместе с семьёй она переехала жить в соседний посёлок Горхон. Но родную Кижу не бросила, хоть и стало сложнее добираться до места работы. А в 2004 году Екатерина Андреевна и вовсе возглавила родную станцию, на которой трудится до сих пор.
За годы работы в Киже начальник станции успела прочувствовать на себе, насколько суровой бывает погода в этих местах. Зимой температура в Киже и Горхоне традиционно опускается до отметки в минус 40 градусов, а снегопад здесь можно ожидать даже в начале лета.
В качестве подтверждения Екатерина Щербакова показывает свежие фотографии. В марте этого года в Киже выпал такой снег, которого не было за всю зиму. Высота сугробов достигала двух метров, а два из пяти путей попросту замело снегом.
Работникам станции пришлось несколько суток бороться со стихией. Не суетились, лихих проклятий в адрес небесной канцелярии не слали. Видели, с каким спокойствием отдавала распоряжения начальник станции – и смена за сменой перешибали своим упорством осатанение природы. Короче: ни один поезд, идущий по Транссибу, не был здесь остановлен.
– Но тот снегопад в марте – это же ещё, как говорится, полбеды, – рассказывает Екатерина Щербакова. – Сугробы-то, которые образовались вокруг станции, вскоре начали таять. Откачивать воду с помощью «вакуумки» пришлось несколько дней, но мы справились.
По словам Екатерины Андреевны, успешная борьба с капризами природы ещё больше сплотила весь коллектив станции. Организацией работы на своём предприятии Екатерина Щербакова действительно гордится, ведь сама приложила к этому немало усилий.
– В чём главный принцип нашей работы? – разъясняет она. – Мы тут не делим людей в зависимости от того, кто в какой дирекции работает. Мы все находимся «в одной упряжке». Наша станция всегда на виду, но если мы будем слышать и понимать друг друга, то всё у нас получится. Это, наверное, основное правило, которое я стараюсь внедрить на своей станции.
Сегодня с Кижой начальника станции по-прежнему связывают не только служебные, но и семейные дела. Здесь живёт её мама. Сама же Екатерина Щербакова признаётся, что вскоре планирует выйти на пенсию. По её словам, заслуженного отдыха она немного боится, поскольку за долгие годы уже привыкла к напряжённому графику работы.
– Моя Кижа – это место, которое дышит историей. Здесь сохранился вокзал, которому больше ста лет. В 2017 году планируется его реконструкция, и мне хотелось бы увидеть этот момент в качестве действующего лица, а не приглашённого на мероприятие ветерана. А потом уже можно и спокойно уходить на пенсию.
Автор: Виталий Калашников