В работе железной дороги не может быть сослагательного наклонения. Так же можно сказать и по поводу возможных последствий от той небрежности, с которой готовили груз к отправке.
Листовой металл толщиной в шесть миллиметров и массой более 30 тонн был свёрнут в рулон. Проехав от Магнитогорска до Зюрзи через Екатеринбург, две стальные ленты оказались настолько ослаблены, что один из концов с левой стороны платформы выходил за пределы пола, а с правой – они так и вовсе касались земли. Внешний край листа отходил от «основного» рулона на 20 сантиметров. Вставленные стальные пластины от перетирания увязок уже валялись на полу.
К сердцу прижмёт? К чёрту пошлёт?
16 мая прибывший на станцию Зюрзя поезд с таким «подарком» уже отправлялся в направлении запада, назначением на станцию Навашино, в адрес Выксунского металлургического завода. В момент отправления по пятому пути волочащиеся по шпалам стяжки и увидел составитель поездов Андрей Малышев.
– Подумаешь, – сказали мне некоторые товарищи, к которым обратился за консультацией по поводу возможных вариантов развития событий. – Скорее всего, под силой собственной тяжести, рулон так и остался бы в том же положении.
А если без этого самого «скорее всего»? Ведь впереди у поезда несколько руководящих подъёмов с прицепкой локомотивов-толкачей, множество кривых, тоннели и мосты с их ограниченным пространством между усиливающими конструкциями пролётов.
– Ну, если подъёмы с тоннелями, то – всякое, конечно, может быть, – гадали товарищи.
– Никак нельзя было отпускать этот поезд, – была категорична заместитель начальника Горьковского ТЦФТО Марина Кривенкова. – Его надо было останавливать. Не рассуждая.
Вот и Малышев не рассуждал. Он вместе со стажёром Сергеем Николаевым в это время закончил работу на соседнем 7-м пути и направлялся к посту ЭЦ оформлять документы на пополнение формировавшихся тяжеловесов.
– Честно говоря, увидев платформу с прыгающими по шпалам концами, я было оторопел. А когда глаза поднял на разворачивающийся рулон, то решение принял быстро, – говорит он. – Он же как пружина сработает, расправится. А потом, мало того, что развалится, завалится, а то и полоснёт по встречному. Через восемь километров Красноуфимск встречает тоннелем. Я по рации и вызвал ДСП.
Экстренная остановка. Поезд осадили на отдельный 13-й путь. Вагон отцепили. Андрею показалось, что всё это тянулось очень долго.
– Да нет, – успокаивает его начальник станции Данил Тазтдинов. – В 7-55 дежурный сигнал принял, в 7-59 уже начали осаживать. Посмотрели – страшновато стало. Ощущение беды, признаться, тоже было. В случае, если бы отправили... Собрали причастных. Вызвали телеграммами руководителя службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, представителя грузоотправителя. Дело-то серьёзное. Правильно Андрей всё сделал. Мы все это понимаем. Гадать – сработает рулон пружиной, не сработает... Как бы, да кабы – это не про нас.
Героизм без суматохи
Мы поднимаемся на старенькой «Ниве», которая вот уже лет двадцать служит семейству Малышевых, в гору. В этой части города, где воды красавицы Уфы вытекают из стеснённых горными склонами узкого русла на равнину, одни подъёмы и спуски. Потому и водители, остановившиеся на светофорах, обязательно выдерживают нужную дистанцию между автомобилями.
– Как положено, – комментирует Андрей. – Никому не хочется пострадать из-за того, кто что-то сделал неправильно. Жизнь научила. На основе опыта и пишутся всякие нормативные документы. И чтобы всё, что там указано, выполнялось. Просто же! И без всякого героизма.
– Не хочется быть героем?
– На чужой бесшабашности и наплевательстве – не хочется.
– А были ли похожие случаи в вашей практике?
Оказалось, что за 15 лет стажа в должности составителя поездов – ни разу. А вот за время работы в вагонном депо были горячие денёчки, когда соседи с востока повадились «запускать» вагоны с греющимися буксами. Сколько народу оторвали от дома, чтобы выяснить причины этого. Мотались по КТСМ от Бисерти до Уфимки. Вылавливали эти вагоны. Две «тревоги» объявляли. Выяснили, наконец, что кто-то кому-то что-то неправильно объяснил, а может, кто-то просто неправильно понял, а люди – огромная масса людей – расплачивались за это незнание-недопонимание-недоразумение излишними тратами времени, сил, разлукой с семьями.
– Не знаю, разбираются ли в таких случаях с теми, кто что-то недопонимает. А если и разбираются, наказывают ли по-серьёзному?
– А если просто не понимают?
– Тогда пусть на «железке» не работают.
Работать на «железке»
В Красноуфимске трудиться на дороге считается честью. Многие ставят для себя это целью в жизни. Самые понимающие и настырные стремятся к этому, не считаясь с тем, какой крутизны подъёмы надо для этого преодолеть. Очень хотел Андрей служить в армии. Но незадолго перед призывом (надо же такому случиться!) руку сломал. Срастить перелом как бы следовало у хирургов не получилось. Тогда на «отставной» медкомиссии врач и посоветовал определиться с мирной специальностью, спросив о предпочтениях. Узнав о желании послужить на железнодорожном транспорте, усомнился, что с таким переломом это удастся.
Удалось. И неплохо. Ещё больше повезло с женой, с дочкой и, кажется, даже с зятем. Даже с домом, который оставила ему в наследство бабушка.
– Если всем этим заниматься серьёзно, то жить можно хорошо, – считает Малышев. – А если бы все стремились к тому, то вообще было бы здорово. И для себя, и для других. Без героизма.
Критическая масса
Два рулона перевозилось на той платформе. Когда стали разбираться и с качеством крепления второго, то картина была аналогичной. Только признаки неправильного крепления были не настолько явными.
«Применённый реквизит крепления не соответствует требованиям МТУ (Местных технических условий размещения и крепления грузов – Ред.) по размерам, установке и указанным данным в перевозочных документах, – указано в техническом заключении по случаю отцепки вагона от грузового поезда. – На станции Екатеринбург-Сортировочный приёмщиками поездов не обеспечен качественный осмотр... Грузоотправителем не выполнены требования Технических условий размещения и крепления грузов, требования пункта 9 Правил приёма грузов к перевозке железнодорожным транспортом в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию таким образом, чтобы в процессе перевозки была обеспечена безопасность движения поездов, прочность упаковки груза. При погрузке нарушены требования МТУ в части погрузки рулонов стали с массой груза, превышающей максимально допустимую».
Таких вагонов с той же продукцией и такими же нарушениями во второй декаде мая на станции Красноуфимск отцеплено уже три. Сколько же нужно было отправить вагонов с такими нарушениями, пусть даже предполагая, что под собственным весом рулонная сталь не спружинит и не наделает бед, после нескольких руководящих подъёмов с прицепкой локомотивов-толкачей, тоннелей, мостов с ограниченным пространством между усиливающими конструкциями пролётов? Чему равняется та критическая масса, которая при накоплении взорвётся бедой?
Это пока последствия безответственности некоторых привели к незначительным последствиям. Время задержки поезда № 2007 составило 2 часа 27 минут, перерывов в движении не было, откомандированные для разбора ситуации получили свои суточные и были оторваны на время от своих семей и домашних забот. Уменьшение количества нервных клеток у тех же Малышева с Николаевым в данном случае в расчёт не берётся. У «недопонимающих» с нервами всегда нормально...
Автор: Николай Кожин