Переезд 758-й км пользуется недоброй репутацией и в Зеленодольске, и на Горьковской дороге – слишком перегружен поездами и автотранспортом. А значит, и конфликтными ситуациями, когда кто-то торопится успеть в последний момент.
Когда-то здесь спускался с горы к парому на Волге тракт от Казани до Москвы. В конце XIX века его в этом месте пересекла железная дорога, идущая к мосту через Волгу. При тогдашнем количестве транспорта движение на переезде было не слишком активным.
Прошли годы. Поезда по линии Москва – Казань, в том числе длинносоставные, сегодня идут с интервалом от восьми минут. Параллельно легли рельсы линии в сторону города Волжска, подъездные пути. Шоссе всё же разгрузилось – на окраине Казани построили мост через Волгу, и основной поток переключился на него. Но желающих попасть к парому и в промзону всё равно хватает.
– Мне, конечно, тоже хочется пропустить побольше транспорта за те минуты, пока шлагбаум поднят. Но разве это получится? – рассказывает дежурная по переезду Венера Вафина. – Не успел пройти один поезд – а там уже встречный. И всё – автоматика дала сигнал, светофоры загорелись, шлагбаум опускается, устройства заграждения срабатывают. Бывают дни, когда машины стоят здесь по три-четыре часа.
Профессия дежурного по переезду может кому-то показаться довольно спокойной. Вроде бы всё работает само: остаётся смотреть за техникой и за дисциплинированностью водителей. Ну и ещё зимой убирать снег – и на самом переезде, и на 50-метровых участках пути в обе стороны от него. Но путейцы хорошо знают: переезд переезду – рознь, у каждого свой характер, свои сложности. Был несколько лет назад такой случай: кто-то из наглых водителей пошёл ночью на будку дежурного с ломом – разбить автоматику, чтобы ехать дальше. Что делать в таких случаях?
А в тот апрельский вечер переезд получил автоматический сигнал о приближении сразу двух нечётных поездов. По одному пути шла электричка на Волжск – Венера Шамиловна уже видела, как она вдали набирает скорость, отправившись со станции Зелёный Дол в километре с небольшим от переезда. А чуть дальше по другому пути – скорый на Москву. Светофор уже включился. Через секунды пути должен был покинуть последний пересекавший их грузовик. Но тут из него посыпались какие-то тяжёлые металлические блоки.
Вот такие моменты и становятся испытанием для дежурного по переезду. Советоваться не с кем, надо действовать – сразу и правильно.
– Всё по инструкции. Включила заградительный светофор. Связалась с машинистом электропоезда. Потом с машинистом скорого. Потом с дежурным по станции… Даже не думала, что делать: тут думать некогда, – вспоминает Венера Шамиловна.
Электричка затормозила, остановилась. Водители стоявших у переезда машин стали цеплять выпавший металл тросами, чтобы скорее освободить пути. Теперь непосредственной угрозы уже не было, дежурной оставалось опустить заграждения и направлять действия людей. Переезд быстро освободили. Самым серьёзным последствием оказалась задержка электрички – около 20 минут.
– Ситуаций можно, конечно, вспомнить много, – рассказывает дежурная. – Несколько лет назад зимой ночью через переезд шёл грузовик с прицепом, вёз поросят. Прицеп на путях отцепился. А шофёр ничего не заметил, прибавил газу и уехал. Ну я включила заградительный светофор, сообщила о происшествии, попросила водителя легковушки догнать грузовик. Позвала путейцев, которые дежурили на станции на случай снегопада, и мы этот прицеп вытолкали с путей. Задержки поездов не было.
Эта работа подходит к характеру Венеры Шамиловны. В середине 1980-х девушка из села Айбаш под Казанью отправилась искать счастья в столицу республики. Стала слесарем на одном из радиозаводов, жила в общежитии. И вышла замуж за машиниста. А тот вскоре позвал её на железную дорогу: как раз на той станции, куда приходил его заводской маневровый тепловоз, требовался дежурный на стрелочный пост. Там, на станции Краснозаринск, она и проработала около десятка лет. В конце 90-х нужда в стрелочнике отпала, но на дороге для старательной Венеры Вафиной тут же нашли другое место – на переезде.
– Ответственная, умеет действовать в нестандартной ситуации, настоящий профессионал, отмечена благодарностью Центральной дирекции инфраструктуры, – сказали о Венере Вафиной в Юдинской дистанции пути.
– Вот сейчас народ радуется, а я волнуюсь, – делится она. – Рядом с нашим переездом заканчивают строительство виадука, так что уже в этом году все наконец-то здесь поедут через пути безо всяких задержек. А я где дальше буду работать?
Думается, беспокоится она зря. Для таких людей у компании обязательно найдётся работа – серьёзная и ответственная.
Автор: Николай Морохин