В Семёновскую районную больницу обратилась женщина, многим очень хорошо в городе известная.
– Что случилось? Требуется какая-то помощь?
Оказалось, в помощи медиков Мария Лазарева, самый главный человек на вокзале, действительно нуждалась. Но, если быть точным, в технической.
Работникам железной дороги, которые заняты обслуживанием пассажиров, приходится иногда решать нестандартные проблемы. Накануне Мария Лазарева получила телеграмму из Санкт-Петербурга, с вокзала. На поезд до Нижнего Новгорода взяла билет женщина, лишённая возможности ходить. Но едет она дальше – в Семёнов. В Нижний, на Московский вокзал, телеграмма отправлена. Там ей помогут пересесть со скорого поезда на ближайшую электричку. Но в Семёнове за несколько коротких минут её необходимо встретить и посадить в такси. Затем, через несколько дней, ей надо будет помочь во время отъезда – добраться от машины на перрон, сесть в электричку на Нижний Новгород.
Районная больница дала для встречи пассажирки инвалидную коляску.
И вот всё наготове. Электричка подходит к платформе, её ждут и сама начальник Семёновского участка региональной дирекции пассажирских обустройств Мария Лазарева, и дежурная по вокзалу, и сотрудники участка, которые сейчас помогут женщине выбраться из вагона, аккуратно усадят её в кресло. А на площади уже ожидает вызванная для неё машина... Всё получилось в тот день очень чётко и по-доброму. И уже спустя несколько минут женщина благодарно махала рукой людям, которые ей помогли, из окна машины.
Да, разумеется, подобное в работе Марии Лазаревой, скорее, исключение. Но задачи, которые приходится день ото дня решать начальнику участка ДПО, многообразны и сложны. На попечении её и подчинённых 153 километра линий, по которым ходят пригородные поезда. На этих линиях – 40 станций и остановочных пунктов. Они очень разные. Семёнов, с большим для районного центра вокзалом, построенным недавно по оригинальному проекту. Сухобезводное с солидным пассажирским зданием, возведённым в середине ХХ века, Тарасиха – новый просторный павильон – зал ожидания из стекла и металлоконструкций, Керженец, где в начале ХХ века по проекту великого архитектора Алексея Щусева был построен вокзал-терем, сейчас охраняемый как архитектурный памятник.
Наконец, десятки остановочных пунктов: Рекшино, Шпалозавод, 507 км, 55 км... Это только постороннему может показаться, что они на одно лицо. Нет – у каждой платформы, у каждого лестничного схода свой характер, свои болезни. Где-то из-за особенностей грунта приходится раз в несколько лет править лежащие плиты, где-то чаще заботиться о крыше. К началу летних перевозок на каждой платформе должны быть покрашены ограждения. И не только потому, что это красиво и аккуратно. Когда мимо на хорошей скорости идут поезда, каждая привычная мелочь, которую запечатлевает глаз пассажира, помогает ему моментально ориентироваться в ситуации, а значит, обеспечивает безопасность, здоровье и жизнь. И жёлтая полоса на платформе, за которую нельзя заходить до остановки поезда, должна быть яркой. А зимой необходимо, чтобы на перронах не было снега и никто не поскользнулся. Даже если ночью был пресловутый ледяной дождь.
Между тем подчинённых на все эти полторы сотни вёрст у Лазаревой всего девять человек.
– Да, девять. Но – какие! Александр Климов, Евгений Иголкин, Алексей Бабелюк, Роберт Шегабеев, Татьяна Седова, Юрий Тихонов – это добросовестные и ответственные люди. С ними мы и решаем задачи по обслуживанию нашего участка. Утро – и они поехали в нужную точку, где планируется работа или, если поступил сигнал о том, что надо срочно устранить какие-то неполадки. За последние недели они красили ограждения в Сухобезводном, ухаживали за зданием в Керженце. Сейчас предстоит покраска кассового павильона в Тарасихе. А задачи, возникающие в ходе работы с пассажирами, решают дежурные по вокзалу Семёнов Юлия Павлихина и Евгений Грачёв.
Мария Лазарева довольна аутсорсерами – в Семёнове на вокзале фирма убирается старательно. Нет в последние годы замечаний к тем людям, которых нанимают в холодное время на местах для уборки снега на платформах: «Они проверенные!» Но за этим стоит огромная работа, потому что сама по себе отлаженная система не сложится – надо подбирать тех, кто в ней оказывается задействован, присматриваться к ним, где-то требовать, где-то помогать. Надо взаимодействовать с партнёрами, добиваясь общего доброго результата. К примеру, таким партнёром на вокзале в Семёнове является частное автотранспортное предприятие-перевозчик, которому принадлежит несколько помещений. Оно подаёт на посадку автобусы к фасаду с площади. Что будет, если партнёры начнут по-разному представлять себе, что такое чистота и порядок на вокзале? Кому потом объяснишь: здесь мы, железнодорожники, работаем, а в том коридорчике, где пол давно не мыли, – это уже не наше.
А ещё требуется держать в голове массу вроде бы мелких вопросов.
Летом рядом с перроном на площади у вокзала оживает самая красивая и эффектная в городе клумба. Есть минус: некоторые семёновцы идут гулять, сидеть на скамейках сюда, а не в парк. А что поделать, если они считают эту площадь лучшей в Семёнове? И здесь есть решение: сквер с цветником отделён от перрона ограждениями и декоративным барьером из невысокого кустарника. Цветы на клумбе у вокзала выращивают общими усилиями работники участка. Зимой зайдите в кабинет к Марии Родионовне – у неё на окне тоже тянутся к свету в ящиках хрупкие растения, которые с первым теплом высадят в сквер. Весной думать о клумбе будет уже поздно.
Быть внимательной, просчитывать работу на много ходов вперёд – этому Мария Родионовна научилась за треть века работы на железной дороге. В 1983 году её, тогда бухгалтера одного из местных предприятий, позвала работать в кассу вокзала подруга. Сказала, что дело интересное и коллектив замечательный. Так и оказалось. Сколько ступеней реформирования прошёл за эти годы пассажирский комплекс, менялись обязанности людей, которые в нём трудятся, их должности. Но неизменной оставалось задача – сделать так, чтобы люди, отправившиеся в путь по железной дороге, были довольны, а сама дорога не оказалась в убытке и продолжала в силу этого их обслуживать.
Мария Лазарева полюбила железную дорогу, поверила в неё. И – настал момент – дорога выручила её семью. Рушилось производство на заводе, где трудился её муж, и для него нашлось рабочее место в дистанции пути.
В 2006 году Мария Лазарева приняла руководство новым вокзалом, который строился в Семёнове десять лет.
Стройка эта шла мучительно, с перерывами. Потому что работы пришлись на экономически трудные времена. И, разумеется, после перерезания пресловутой красной ленточки, как всегда в таких случаях бывает, пришлось не наслаждаться новосельем, а решать одну проблему за другой.
Но об этом семёновцы не знают. Они гордятся своим вокзалом, большим, красивым и удобным. Они пользуются им: 1200 – 1500 человек отправляются отсюда в сутки на электричках. Есть среди них жители соседних, Воскресенского и Ковернинского, районов: Семёнов – это узел дорог.
А какие на вокзале бывают праздники! Кажется, весь город собрался в 2012 году встречать поезда с гостями, приехавшими на 85-летие линии Моховые Горы – Котельнич. И к Поездам Победы приходили тысячи и тысячи людей.
В июне Семёнов принимал первый в своей истории туристский поезд на фестиваль «Золотая Хохлома» – на перроне выступали артисты. И всё прошло блестяще, организованно – нашли место разместить гостей, зрителей. Люди легко находили нужную информацию и чувствовали доброе внимание, чего так часто не хватает во время многолюдных событий, всенародных праздников.
– Она прекрасный организатор и добросовестный человек, – говорит о Лазаревой начальник региональной дирекции Андрей Бычихин. – Потому работа у неё с самого начала пошла.
– Ну вот, а история с этой женщиной из Петербурга для нас закончилась очень приятно, – рассказывает Мария Лазарева. – Она написала благодарность в ОАО «РЖД» и самыми-самыми добрыми словами оценила наши усилия. Но важно для нас и другое. Теперь у нас на вокзале появилась своя коляска и мы готовы в любой момент встретить таких пассажиров и позаботиться о них.
Автор: Николай Морохин