Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Когда решали секунды

Когда решали секунды

Станислав Жуковский, машинист тепловоза депо Курган
Поздним вечером в районе станции Утяк мальчишки возвращались домой через железнодорожные пути. И один из них решил совершить «геройский» поступок, который едва не стоил ему жизни.

По станции только что прошёл грузовой тяжеловес, на подходе был ещё один. Со стороны Кургана доносились нетерпеливые гудки. И мальчишки даже не заметили, что один из приятелей исчез из их поля зрения. 

А отставший от группы подросток, оказывается, заметил цистерну, которая находилась в разнородном составе под пешеходным мостом. И внезапно подумал: а почему бы не подняться на неё? А что, на улице ночь, никто из взрослых не увидит! Зато перед приятелями можно будет похвастаться!

О том, что грузовой состав может быть под током, а с цистерны до контактного провода не то что рукой дотянуться, но если распрямиться, можно и головой легко коснуться, мальчишка даже не подумал. И по металлической лестничке стал подниматься на площадку…

В этот поздний час машинист маневрового тепловоза Станислав Жуковский должен был возвращаться в депо. Только успел отъехать десяток метров, поступило тревожное сообщение от дежурного по станции.

– Ирина Корякина сообщила мне, что на цистерне лежит ребёнок. Похоже, его ударило током. Напряжение сняли, «скорую» она вызвала… Но, конечно, дежурная волновалась и попросила посмотреть, что там случилось.

Станислав остановил свой тепловоз почти рядом с той самой злополучной цистерной. В лунном свете она зловеще отливала желтизной. Около неё в жуткой тревоге толпились мальчишки. Один из них взволнованно закричал: «Димка сейчас свалится!». Действительно, их товарищ, находящийся, вероятно, без сознания, медленно сползал с цистерны вниз головой. Секунда, другая – и падение станет неизбежным. Упадёт на голову – поломает шею, ведь внизу не подушка – щебёнка!

– Я буквально за секунду успел оценить ситуацию. Из кабины тепловоза практически выпрыгнул и, кажется, мгновенно оказался на месте. Только и успел скомандовать стоявшему рядом подростку: «Лови со мной!», – рассказывает Станислав.

Взрослый и мальчишка задрали вверх головы, пытаясь определить точное место поддержки. Как раз в это время Димка и полетел вниз…

– Я первым подхватил его. Оказалось, тяжеловато. Мы с моим маленьким помощником упали на щебёнку, но не дали телу вырваться из рук. Удар был такой силы, что, показалось, поломал пальцы – так их сильно жгло. Рука потом долго болела. Врачи констатировали вывих, – продолжает Станислав.

Машина с красным крестом прибыла к месту происшествия почти мгновенно, к счастью, она была рядом по другому вызову. Медики оказали пострадавшему первую помощь и в срочном порядке повезли его в областную клиническую больницу.

Состояние ребёнка было тяжёлым. Оказалось, «герой» не просто приблизился на недопустимое расстояние к контактному проводу под рабочим напряжением 3,3 кВ, но ещё и задел его головой. Ток высокого напряжения прошёл через тело. Помимо этого, подросток получил ожоги лба и стоп – точек «входа» и «выхода» разряда.

Станислав Жуковский и сегодня вспоминает об этом случае с горечью: как же так можно не ценить жизнь и совершать необдуманные поступки? На вопрос, было ли ему самому страшно, сразу отвечает:
– Нет. В тот момент бояться было некогда.

Правда, позже, когда машинист всё обдумал и понял, что мог не успеть и мальчишка свалился бы с цистерны, ему стало не по себе… И не ему одному: когда Станислав обсуждал это происшествие с женой, та не удержалась от слёз. Ведь у них подрастает свой сорванец! Конечно, на цистерну он никогда не полезет – отец ему строго внушает, что железная дорога не место для игр, а теперь ещё и будет рассказывать, чем может быть опасна подобная вылазка.

Машинисту Жуковскому 30 лет. На железной дороге Станислав трудится уже десятый год. Сейчас работает на маневровом тепловозе – формирует составы для работы путевой машинной станции. Управляет локомотивом «в одно лицо». Кстати, далеко не каждый машинист подходит под такое серьёзное назначение. Решение о годности принимают железнодорожные медики по результатам психофизиологического отбора: они выносят заключение, может ли человек в одиночку справиться с поставленными перед ним задачами в вывозном, хозяйственном или маневровом движении. Затем следуют контрольные поездки, и только после этого машинист-инструктор даёт письменное заключение о готовности своего подопечного к самостоятельной работе без помощника. Кстати, и потом к машинистам-«одиночкам» предъявляют более строгие требования, в том числе и в части организации отдыха дома или в пункте оборота. Так что сам Станислав шутит:
– Это почти космическая должность: машинист «в одно лицо»!

Любит и ценит свою работу. А ещё у Жуковского в депо немало друзей. Они и посоветуют, и подскажут, и поднимут настроение.

Подобная дружба среди машинистов – дело важное. Так, знатный железнодорожник Кургана Герой Социалистического Труда Иван Блинов на каждый праздник в своём просторном доме собирал всех друзей-машинистов и всегда советовал молодёжи ценить подобные отношения. Ведь машинисты – особая категория на «железке». И если они не сумеют выстроить с коллегами крепкие, основательные связи, тяжело им придётся в дороге…

Станислав обожает семью, вместе с женой они воспитывают двоих детей, сына и дочку. Мечтает о квартире: несколько лет назад вступили в ипотеку, но десятиэтажку, в которую они должны давно въехать, до сих пор не достроили…

Машинист-инструктор Сергей Филиппенок, непосредственный командир Станислава, отзывается о нём, как о человеке высокой дисциплины, ответственном.

– Он стремится хорошо выполнить любое задание. Я знаю, о чём говорю: лично обкатывал его на машиниста. Через год, как положено, Станислав повысил классность. Сейчас у него уже второй класс. Внимателен и инициативен. Мы не зря выбрали его общественным инспектором по безопасности движения. 

Общественные инспектора в депо – огромная сила. Это движение зародилось в конце 60-х годов прошлого века именно на станции Курган. Здесь – впервые на сети МПС – появились строгие контролёры-общественники. Они всегда требовали и продолжают требовать точного выполнения всех заданий, связанных с безопасностью движения. Сергей Филиппенок, тоже «общественник», недавно поручил Жуковскому проводить на станции Утяк инструктажи с машинистами. Тот с удовольствием участвует в важном деле, ведёт специальный журнал по инструктажам. В общем, на хорошем счету.

А что мальчишка, который стал «героем» полицейской хроники? Некоторое время он находился в крайне тяжёлом состоянии, нуждался в искусственной вентиляции лёгких. Но недавно подростка выписали из больницы. Правда, ожоги лба и стоп 2–3 степени пока ещё доставляют проблемы. Это происшествие едва не стоило ему жизни. Теперь он начинает понимать: герой не он, а тот, кто его спас.

Автор: Вячеслав Аванесов


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»