Владимир Дуплищев из Карасукской дистанции пути был признан лучшим по профессии на железной дороге.
Сегодня Владимир Дуплищев с улыбкой вспоминает, как со школьными товарищами в ближайшем лесочке соорудили себе шалаш: вся станция Савкино, где он родился и провел детство и юность, как на ладони. Из своего шалаша парнишки «контролировали» пути, считая вагоны пролетающих поездов. А чуть осмелев, бегали на станцию, где можно было у проводников вагона-ресторана во время стоянки купить дефицитные для села жвачки с наклейками. И признается Владимир Николаевич, что тогда и не мечтал о железной дороге.
Повзрослели парни и про свой шалаш забыли. Их четверка распалась: кто – в армию, кто – в вуз. Владимир примерил солдатскую форму, отслужил в разведроте, побывал в «горячей точке» и, демобилизовавшись, вернулся в родное село. Вскоре женился и вместе с молодой женой переехал в Карасук. Очень мечтал Владимир Дуплищев продолжить военную карьеру, не раз пытался, как говорит, пойти в пограничники. Но не судьба.
Зато стал отличным дефектоскопистом. Это ведь тоже своего рода граница – Сергей Николаевич стоит на страже безопасности движения поездов. К примеру, карасукские дефектоскописты под руководством мастера цеха дефектоскопии Дуплищева за 4 месяца текущего года выявили 72 остродефектных рельса, обнаружили 144 дефектных повреждений рельсов.
– Мне было интересно работать оператором дефектоскопной тележки. Я из каждой поездки привозил детям гостинцы от зайчика, а весной – подснежники, – рассказывает Владимир Дуплищев и вспоминает, как проходили километры по путям с дефектоскопом: то в минус 30 градусов, то под палящим солнцем, то под осенним промозглым дождем.
– А к капризам природы привыкаешь, – продолжает он. – И ответственность всегда на 100%, мы отвечаем за безопасное движение поездов. Пропустишь дефект, какую-то трещинку в пути, кто знает, чем обернется она? Как-то выехали на вторичный контроль участка, и не пришлось даже включать дефектоскоп, как увидели трещину в рельсе. Тут же сообщили дорожному мастеру, и на этом участке скорость поездов сразу снизили до 25 км/ч. Судите сами, насколько это серьезно.
480 км пути находится под контролем небольшого коллектива, которым руководит Владимир Дуплищев, и обходят дефектоскописты их каждые 6-10 дней. В месяц на каждого оператора приходится до 140 км, а дневная норма – 7-8 км.
Своему коллективу Владимир Николаевич доверяет, работают вместе не первый год, все подобрались ответственные и добросовестные. Особенно мастер отмечает Алексея Козлова и Анатолия Бутова, которые работают на ультразвуковом дефектоскопе «РДМ-23», – они выявляют больше всех повреждений. Но, как главный по цеху, Дуплищев не уйдет домой, пока последняя дефектоскопная тележка не отработает свой участок:
– Хоть и проходят ребята ежедневный инструктаж, технику безопасности знают назубок, все равно переживаю за каждую бригаду.
И вспоминается Владимиру Николаевичу случай, как машинист электрички «прозевал» и проехал отмеченный участок, на котором надо было высадить бригаду операторов дефектоскопной тележки и сигналистов.
– Нам пришлось возвращаться километров семь назад пешком. А потом столько же прошли с работающей тележкой, – с улыбкой говорит мастер. – Мы, конечно, огорчились, поругали машиниста, а потом посмеялись и – за работу. Сейчас зато есть, что вспомнить.
В арсенале операторов цеха – современное оборудование. Как говорит Владимир Дуплищев, аппараты «глазастые и чувствительные», могут обнаружить трещины от 1 до 10 мм, а дефектоскопы прошлого десятилетия «видели» только от 10 мм. По мнению мастера, за эти годы сильно изменилась и станция:
– Красота, порядок на всей территории. Когда я пришел на железную дорогу, было скромнее. Сегодня у нас хорошие бытовые условия. Пути модернизируются: деревянные шпалы скоро уйдут в историю, практически везде – железобетон.
...Из той мальчишечьей четверки на железную дорогу пришли двое – Владимир Дуплищев и Александр Конопля. Как-то встретились в электричке. Оба – в форме железнодорожников: один работает в дистанции пути, другой – в дистанции сигнализации, централизации и блокировки. И нахлынули воспоминания: пролетающие поезда, шалаш из веток, проводники и жвачки… Не зря наблюдали за поездами, словно присматривались к будущей профессии.
Автор: Ольга Левина