Руководство Мичуринского региона обратилось с ходатайством к начальнику Юго-Восточной железной дороги Анатолию Володько о представлении Георгия Зотова к поощрению. Повод для награждения юговосточника – более чем весомый.
9 мая в дневное дежурство при осмотре поезда № 2455 формированием станции Ртищево-1 Юго-Восточной железной дороги назначением до станции Пенза Куйбышевской магистрали у вагона № 58008178 осмотрщик-ремонтник вагонов обнаружил неисправность буксового узла в холодном состоянии.
На профиле колеса имелись дефекты не браковочных в эксплуатации размеров. Выявлено разрушение переднего подшипника и сепаратора. Вагон, как и полагается в таком случае, был отправлен в текущий отцепочный ремонт станции Ртищево.
Благодаря оперативным и грамотным действиям Георгия Зотова своевременно приняты необходимые меры и предотвращены возможные тяжёлые последствия.
При общении удивляюсь: как «на глазок» определить внутренние неисправности в механизме? Это надо какой-то рентгеновский взгляд иметь.
Ответ железнодорожника прост: никаких экстрасенсорных способностей, они и ни к чему, когда есть знания и практический опыт.
– И визуальный осмотр, и простукивание молоточком, и определённые замеры – всё вкупе работает на результат, ради которого и выходим в смену, – поясняет Георгий Зотов. – Любой внутренний сбой в системе логично проявляется и на внешней её поверхности. Все знают – рыба гниёт с головы. У нас же все болезни вагона идут от его колеса. Это давно известно и доказано. Так что смотрим внимательно на состояние вагона и, прежде всего, на качество колёсных пар. Колесо «полуспущенное», в ползунах, наварах – жди беды. Металл тоже имеет степень усталости. Так сказать, точку разлома.
Если же по каким-то причинам неисправны тормоза, то, в первую очередь, по словам специалиста, клинит колёса. На них образовываются ползуны-выбоины. А повреждение поверхности катания колёс приводит к тряске, галопированию.
Именно по состоянию колеса осмотрщики нередко выявляют неисправности в торцевых креплениях, боковых тележках, рессорном подвешивании, изъяны в надрессорных рамках.
– Так что выявленный мной дефект – далеко не уникальное открытие в деле осмотра, – уверенно говорит Георгий. – По всем признакам неисправленного колеса и последующим замерам надо было вскрывать буксовой узел. Как говорится, вскрытие покажет!
Взору явился редкостный «сюрприз»: редко увидишь подшипник в состоянии такого повышенного износа.
Дальше железнодорожники действовали строго по инструкции. Вагон отцепили, дальнейшее его следование грозило сходом.
– Вот и всё, делаем свою работу, которую мы любим, которая нас кормит. Никакого геройства! – говорит мой собеседник.
– А любовь к работе с какого момента началась, и каков срок её неугасания? – спрашиваю у Георгия.
– Окончил родное Ртищевское средне-профессиональное техническое училище № 12, получив специальность помощника машиниста локомотива. Отслужил в армии. Когда вернулся, выяснилось, что локомотивное депо на тот момент не нуждалось в молодых кадрах освоенного мной профиля. Руки не опустил, с железнодорожной колеи не стал сходить, пришёл в эксплуатационное вагонное депо. Стаж работы на железнодорожном транспорте составляет уже 16 лет, – рассказывает он.
Ртищево – крупный железнодорожный узел. Многие промышленные предприятия уже не работают. Только стальная магистраль осталась связующим звеном России, дающим прибыль не спекулятивным перекупщикам, а работу трудовому люду.
– Именно этот фундамент привёл к строительству дальнейшей жизни или трудовой путь родителей повёл за собой? – интересуюсь выбором профессии.
– Скорее всего, первое, – говорит Георгий. – С железнодорожной отраслью в семье никто не был связан. Хотя, как это – не был связан? Отец, Анатолий Николаевич, и мама, Ольга Александровна – строители доблестной Байкало-Амурской магистрали!
Были времена романтики иного порядка: не зарубежные пляжи, а освоение родной тайги влекло к кирзовым сапогам в суровой роскоши работы для страны. Родители – строители. Но занимались и путевыми работами. На БАМе осваивали специальности, которые были важнее на текущий момент. Труд делает человека универсальным.
Но утверждать, что Георгий Зотов – единственный в семье профессиональный железнодорожник вряд ли можно.
– Это с какой стороны на семью посмотреть, – рассуждает он. – Сестра Вероника нашла себя в поварском деле. Здесь – да: приправы перестуком колёс не пахнут. Но ведь есть и семья, в коей главой стал я. Вот здесь уже, если не зарождение династии, то возможный для неё фундамент: супруга Татьяна в данный момент проходит стажировку, чтобы вступить в должность дежурного по станции. А вот какой трудовой путь выберут шестнадцатилетняя дочка Лия и шестилетний сын Захар – время покажет. Не буду против, если они продолжат путь родительской колеи. Не огорчусь, если свернут на собственный маршрут. Главное, чтобы человек любил свою работу, осознавая пользу, которую он приносит людям.
Поощрениями на деповском уровне Георгий Зотов не обделён. Удивлён заинтересованностью своей персоны со стороны прессы. А чему удивляться: если от состояния колеса зависит ход вагона, то от кого, как не от человека и его труда зависит успех коллектива, обеспечивающего счастливый путь людям?
Автор: Константин Ефремов