В мае этого года в подмосковном городе Ожерелье состоялся финальный этап всероссийского конкурса «Лучший по профессии» среди образовательных организаций, промышленных предприятий, организаций в сфере железнодорожного транспорта. Западно-Сибирскую железную дорогу, а также Сибирь и Дальний Восток представлял студент 4-го курса Новосибирского техникума железнодорожного транспорта Сергей Канавин.
По словам наставника Сергея, преподавателя специальных дисциплин Александра Сальникова, а по совместительству еще и классного руководителя группы ВХ-3 (вагонное хозяйство), в которой учится Канавин, путь к успеху у его подопечного был непростым.
– Сергей был выбран кандидатом для участия в этом конкурсе из числа 60-ти студентов четвертого курса нашего техникума по отличным результатам прохождения производственной практики на станции Алтайская, – рассказал «Транссибу» Александр Анатольевич. – Ремонт вагонов у них самого широкого спектра: меняют буксы, автосцепки, тележки, а также там проходит перекатка колесных пар. В общем, есть чему научиться, увидеть и своими руками попробовать, как это делается на практике.
По словам Александра Сальникова, Сергея он давно взял «на прицел», сразу после того, как стал куратором их группы на 3-м курсе:
– Парень всесторонне развит – активно занимается спортом, трудолюбив, отлично усваивает материал и, к тому же, всегда нацелен на высокий результат. При подготовке к всероссийскому конкурсу мы с ним отработали некоторые моменты. Скажу, не преувеличивая: он, по сути, был готов обыграть кого угодно.
Для того, чтобы попасть «на Россию», мало быть лучшим из лучших в своей альма-матер, нужно было доказать, что ты первый в пределах своего региона. 10 ноября прошлого года Сергей Канавин взял верх над своими оппонентами на региональном этапе конкурса «Лучший по профессии» по Сибири и Дальнему Востоку в номинации «Лучший слесарь по ремонту подвижного состава». Тем самым он открыл себе дорогу на самый верх конкурсного «олимпа» для специалистов рабочих профессий.
– В город под красивым названием Ожерелье съехались студенты старших курсов из Приволжья, Воронежской области и Урала, – говорит Сергей Канавин. – На теоретическом этапе конкурса я понял, что победить будет сложно. Все мои визави были будущие машинисты локомотива, специалисты в области ремонта электровозов и тепловозов. Соответственно, и вопросы в тестовом задании в основном касались сферы подготовки слесаря по ремонту тягового подвижного состава. Я тоже кое-что смыслю в этом, например, могу собрать кран машиниста, но все же изначально меня учили ремонтировать вагоны.
После первого задания Сергей отставал от коллег примерно на три балла. Но потом последовала практическая часть конкурса, и тут уж сибиряк был, что называется, «на коне».
– Мои коллеги демонстрировали свои познания в ремонте ходовой части локомотива, а мне выпало показать умение собирать и разбирать автосцепку, провести ее контроль с помощью шаблонов, потом сменить тормозную колодку и в заключение произвести геометрический обмер колесной пары, – рассказывает Сергей Канавин.
Конкурсное жюри по достоинству оценило слесарное искусство сибиряка. И хотя организаторы конкурса внесли множество коварных «фишек» в задания, они не смогли найти ни одного изъяна в действиях Сергея Канавина. В итоге, он обошел ближайшего конкурента, студента-железнодорожника из Поволжья, на пол-балла, что и стало победной точкой в профессиональном споре ремонтников.
– Я верил в успех Сергея, знал, что он подготовлен на все 100%, считай, уже состоявшийся профессионал в слесарном деле, так что выводы жюри только подтвердили мою оценку его профессионального уровня, – с гордостью отмечает Александр Сальников. – Если же говорить о конкурсе в масштабах всей страны, то такие мероприятия очень нужны России. Они поднимают уровень и престиж рабочих специальностей, и не только железнодорожных. Чем больше подобных конкурсов будет проходить, тем в большем выигрыше будет российское среднее профессиональное образование.
Интересуюсь у Сергея: «Что было самым трудным в конкурсном задании?». После недолгого раздумья победитель отвечает: «Работа с автосцепным устройством».
– Согласно заданию, – вспоминает Канавин, – нужно было провести слесарные проверки при обслуживании автосцепки. Вот тут я немного замешкался. Подумал было, что все, снизят баллы. Однако зря опасался. Видимо, другие конкурсанты действовали еще медленнее.
– Теперь уже о конкурсе вспоминаю редко, – признается парень. – На носу выпускные экзамены в техникуме и будущее трудоустройство. В планах – поработать несколько месяцев на железной дороге и пойти в армию. Так я решил. А поскольку давно занимаюсь самбо, хочу служить в спецназе. Ну а когда вернусь на «гражданку», продолжу свое профессиональное становление, накоплю опыта, а там уже и о высшем образовании можно будет подумать.
– Сергей из разряда тех людей, которых называют настоящими мужчинами: сказал – сделал, – характеризует студента-чемпиона заместитель директора Новосибирского техникума железнодорожного транспорта по воспитательной работе Ольга Соболевская. – Он с первого курса староста группы, у ребят пользуется огромным авторитетом. Любое дело организует так, что всегда получается хороший результат, всегда добивается своего. Так что его победа на всероссийском конкурсе вполне закономерна. Думаю, и во взрослой жизни Сергей проявит себя не хуже.
А Александра Сальникова заместитель директора техникума по воспитательной работе называет не иначе как «мастером делать мастеров».
– Он умеет выбирать талантливых учеников, относится к ним очень трепетно, но строго, – говорит Ольга Соболевская. – Александр Анатольевич в учебный процесс вкладывает и знания, и часть своей души. Правда, и спрашивает потом по полной программе – краснеть за своих студентов, получивших диплом, он не намерен.
Автор: Роман Сидоров