Всё началось 22 апреля после полудня. Локомотивная бригада в составе машиниста Артёма Сазонова и его помощника Игоря Волкова выполняла плановые маневровые работы, когда в находившейся рядом воинской части прогремел первый взрыв.
«Сначала мы приняли его за раскат грома, небо потемнело, и казалось, что надвигается дождь, но потом стало ясно, что это дым, – вспоминает Игорь Волков. – Нам поступило распоряжение в срочном порядке отводить гружёные вагоны от воинской части и перегонять в соседний Александров».
Сформировав состав, железнодорожники двигались медленно, со скоростью примерно 30 км/ч: на большее не хватило бы мощности маневрового ЧМЭ3. Через 4 км пути поступил приказ отсоединить от состава три вагона-цистерны со сжиженным углеводородным газом. Их дальнейшая перевозка была небезопасна в сложившейся ситуации. Тем временем, по свидетельствам очевидцев, пожар продолжал разгораться, хлопки слышались всё чаще.
Впоследствии события в Киржаче назовут одним из самых серьёзных за последние годы нарушений техники безопасности при хранении взрывчатых веществ. В регионе будет объявлена чрезвычайная ситуация, эвакуируют около 2 тыс. жителей населённых пунктов, расположенных у военного объекта. А железнодорожники окажутся в числе первых, кто пришёл на выручку в чрезвычайной ситуации.
Тем временем в ожидании другой локомотивной бригады на путях остались цистерны с газом, их тоже необходимо было эвакуировать.
В тот вечер машинист Андрей Харьковский (на фото слева) и его помощник Шамиль Исхаков (в центре) только заступили на смену. Они находились на станции Орехово-Зуево, готовясь к выходу в рейс.
«Распоряжение об изменении маршрута стало полной неожиданностью, – рассказывает Андрей Харьковский. – Начальник депо Андрей Валерьевич Ремизов сообщил, что в соседнем городе произошло возгорание с детонацией боеприпасов и необходимо немедленно эвакуировать с путей вагоны с легковоспламеняющимся веществом. Исходя из срочности задачи, было решено задействовать маневровый локомотив ЧМЭ3Т, который уже находился в рабочем состоянии».
В это же время сообщение об инциденте поступило исполняющему обязанности машиниста-инструктора Вадиму Григору (на фото справа). «В ту ночь я был дежурным по депо, в чьи обязанности входит в том числе координация действий в случае возникновения любых нештатных ситуаций. Поэтому я должен был сопровождать локомотивную бригаду к месту происшествия, тем более с учётом того, что хорошо знаю этот маршрут», – говорит он.
К месту нахождения тепловоза и локомотивной бригады машиниста доставил начальник депо. Там уже всё было готово к отправлению. Спустя 40 минут железнодорожники прибыли в Киржач.
«Вот тут мы и поняли, в чём состояла срочность, – рассказывает Харьковский. – Неподалёку от путей полыхало зарево, раздавались громкие хлопки. Вибрация передавалась и путям, и локомотиву. При этом оставалась неясной причина возгорания. Нельзя было исключать, что это атака беспилотников – в этом случае железнодорожная инфраструктура попадала в зону особого риска».
Действовать предстояло быстро, но сначала требовалось опробовать пневматические тормоза вагонов, убедиться в их исправности во избежание проблем в пути следования. Эвакуация цистерн заняла в общей сложности не более двух часов.
«Хочу отметить большую помощь со стороны начальника станции Киржач и дежурного по станции. Они встретили нас сразу по прибытии. Помогали убирать автоматические упоры для блокировки колёс, оказывали возможное содействие», – подчеркнул Вадим Григор.
Все участники вывода вагонов из опасной зоны представлены к награждению: Вадим Григор – к медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, остальные – к ведомственным наградам.
Автор: Алина Проскурякова
Forum with id 24 is not found.