Осмотрщик смены №4 эксплуатационного вагонного депо Лихая Николай Сопельченко признан лучшим на сети дорог по выявлению трещин боковых рам. Об этом сообщил начальник Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Андрей Здебский.
В прошлом году Сопельченко обнаружил 57 трудновыявляемых дефектов грузовых вагонов. В том числе – 50 трещин боковых рам, 7 трещин надрессорных балок. Это лучший результат во всей Центральной дирекции инфраструктуры по выявлению неисправностей грузовых вагонов! Сумма поощрения за них составила 221 тысячу рублей.
Николай Сопельченко и в 2013 году не снижает темпы – уже выявил 12 трещин боковых рам и 10 трещин надрессорных балок, которые подтвердились при проверке с помощью неразрушающего контроля в вагонном депо.
На транспорте машинистом работает старший брат Николая Сопельченко – Владимир. Во многом благодаря его примеру Николай решил связать свою жизнь с железной дорогой. Откуда же у него такие отличные знания вагонных деталей?
– А я с детства был связан с металлом, увлекался мопедами и мотоциклами, любил их собирать и разбирать, – рассказывает Николай. – Потом учился в Каменском училище на автомеханика, где мы тоже изучали металлы. Причем я очень серьезно относился к этой науке, и впоследствии эти знания мне очень пригодились. На самом деле в вагоне ничего сверхъестественного нет, если приложить определенные знания, желание и опыт, то человеку вполне по силам обнаружить дефект, не пропустить неисправный вагон.
Николай работает осмотрщиком 7 лет. Он рассказал, что первый серьезный дефект в вагоне обнаружил уже через полтора месяца после того, как устроился на железную дорогу. Это была неисправная букса. А сколько их всего было на его счету за эти годы, сегодня уже и не счесть.
Он всегда относится к своему делу старательно. И когда руководство компании, дирекции и депо обращается к осмотрщикам с призывом проявить особую бдительность, и в обычные дни. Во время проведения месячников безопасности уделяет особое внимание соответствующим узлам вагонов.
А главное – у Николая еще все впереди. В этом году ему исполнилось 29 лет. Он заочно учится в РГУПСе на 5-м курсе. Жена Юлия тоже трудится вместе с ним в вагонном депо. В семье растет трехлетняя дочка.
Исполняющий обязанности начальника ПТО Лихая Данила Тищенко характеризует Сопельченко только с положительной стороны:
– Николай – настоящий вагонник, может работать с пассажирским и грузовым парком. Он хорошо знает подвижной состав, специализируется на неисправностях боковин и надрессорных балок, сдвигах буксового узла, но и другое оборудование и детали ему хорошо знакомы.
Он регулярно находит трудновыявляемые дефекты, у него нет отцепок по неисправностям, как бывает иногда, когда осмотрщик выявляет трещины, но пропускает другие мелкие неисправности.
В сложных метеоусловиях он находит способы выявлять брак.
Опыт Сопельченко востребован в первую очередь на соседних ПТО, например, на станции Новомихайловская. Николай выезжал туда и проводил занятия по обнаружению трещин в литых деталях подвижного состава. Кроме того, он ездил с этой целью в Москву, участвовал в сетевой конференции вагонников.
Николай Сопельченко делится передовыми приемами и методами труда по выявлению изломов боковых рам вагонов. Вот что он рассказал на одной из школ передового опыта:
– Эти дефекты не всегда хорошо видны. Чтобы улучшить процесс проверки, у осмотрщика обязательно должен быть хороший фонарь с ярким светом. Дело в том, что в местах образования трещины практически всегда есть тень. Это хорошо видно при определенном опыте и внимательности, когда освещаешь деталь в темное или в светлое время суток.
Вот визуальные признаки наличия трещины – скопление влаги и пыли в теплое время года, инея – зимой, а также ржавчина, повторяющая контур трещины. Но так бывает не всегда. Сегодня все знают, что к образованию и развитию трещин и изломов литых деталей приводит нарушение в технологии их изготовления, но способствуют этому и другие проблемы в вагоне, поэтому в своей практике Николай обращает внимание на дефекты на поверхности катания колеса, излом пружин, рессорных комплектов, завышение фрикционных клиньев. Если все это есть – то вероятность образования трещин резко повышается.
Во время осмотра он особое внимание уделяет участкам, которые находятся на внутренней плоскости детали.
– При первом же подозрении нужно произвести зачистку поверхности от ржавчины, грязи, шлака. Для этого я использую металлическую щетку. При наличии снега – гибкий металлический трос, – делится опытом Николай.
Замеры глубины дефекта он производит тонкой иглой или стальной проволокой маленького диаметра. Проведя иглой по стенке или полости детали, проверяет, цепляется ли игла – это тоже сигнал о возможном наличии трещины.
Зачастую развивающаяся трещина скрывается под пластиной буксового проема. В таких случаях Николай использует собственноручно сделанный инструмент – щуп из проволоки, расплющенный на конце, а с противоположной стороны изогнутый для удобства кольцом. Этим щупом можно обнаружить возможное место образования дефекта, измерить его глубину, а при необходимости убрать краску.
Если литейный дефект небольшой длины, но глубокий, он использует метод проникновения жидкости, для чего применяется аэрозольный баллончик со смазочным материалом и тонкая длинная трубочка, которая облегчает процесс введения жидкости на плоскость дефекта. Благодаря такому воздействию, делается видимым контур образовавшейся трещины, и потом при проверке в депо такие случаи подтверждаются почти на сто процентов. Это очень удобная технология, позволяющая выявлять брак в любой плоскости детали.
Кстати, достижения и успехи осмотрщиков не остаются незамеченными. В прошлом, 2012 году за выявление дефектов в литых деталях тележек были удостоены наград 47 работников эксплуатационных вагонных депо Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры.
Автор: Александр Панченко
Forum with id 24 is not found.