Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Сцепка – миллиметр в миллиметр

Сцепка – миллиметр в миллиметр

Андрей Лысенко, мастер электропоездов моторвагонного депо Горький-Московский


В ту смену они приехали с обкатки за полночь. Случается такое, когда дежурный по станции долго не выпускает обкатчиков на линию. В первую очередь дежурный выдерживает расписание – это понятно. А ремонтники вагонов идут вне графика: когда почувствовали, что «довели» собранную электросекцию, тогда и готовы в путь.


В «ночное»


Ремонтников волнует собственный график, предполагающий, что на плановых видах ремонта простоев быть не должно. Иначе отремонтированная электричка не выйдет на линию. Не повезет пассажиров, не принесет прибыли, не обеспечит зарплаты целой цепочке работников, в числе которых они же, ремонтники.


Неудивительно, что «ночное» – дело обычное. «Главное, в график уложились: успели к 6.00 снова на рабочее место», – пошутил под утро слесарь, прощаясь после обкатки с дежурным машинистом и мастером участка Лысенко. И никто даже предположить не мог, что произойдет через минуту, чем закончится ночная и начнется утренняя смена.


...Участок Андрея Лысенко ремонтирует электропоезда по циклу ТР-2. Большой ремонт – это подъем кузова вагона, выкатка и разборка тележки... Колесные пары уходят в колесное отделение. Тяговые электродвигатели отдают на ремонт в электромашинный цех. В крупноаппаратный цех забирают крышевое оборудование: токоприемник, высоковольтный выключатель. В мелкоаппаратный, для ремонта на стендах, – электроаппаратуру с моторного вагона электропоезда. После ремонта все это возвращается на участок мастера Лысенко, где сборщики снова комплектуют узлы и устанавливают их на вагоны.


Прикипел


Дальше – испытания оборудования под напряжением, под контактным проводом: вспомогательные машины, освещение, отопление, контроль тяги электродвигателя... Машинист, слесарь-заправщик и мастер едут в обкатку – в Дзержинск или в Каликино. Чутко прислушиваются к работе колесно-моторного блока – нет ли посторонних шумов. Проверяют электрическую часть – если сработала электрозащита, ищут и устраняют причину короткого замыкания. Некоторые вещи на стоянке не определишь – только на ходу. И главный приемщик здесь – мастер участка.


В подчинении у Андрея Лысенко 22 человека, две бригады. Механики обеспечивают механическую часть, тележки, автосцепные устройства. Аппаратчики ремонтируют аппаратуру и электрооборудование. Крышевики – токоприемники, высоковольтные выключатели, крышевые изоляторы. Проверяющий их работу мастер должен в совершенстве знать технологию каждого производственного цикла, пройти все с нуля.


Он так и начинал – с нуля. Хотя парнишкой планировал жизнь по-другому. Деревенский мальчик из далекого от железной дороги села Субботино Гагинского района мечтал летать на сверхскоростных лайнерах-локомотивах.


После железнодорожного училища и службы в армии пришел в конце 80-х устраиваться в депо помощником машиниста. Начальник отдела кадров предложил: «Пока место не освободится, поработайте слесарем». Это «пока» продлилось одиннадцать лет. Но не монотонно и уныло. Скрупулезно изучая работу «внутренних органов» мощной машины, Андрей решил расширить горизонты познаний, и этап получения высшего образования стал для него закономерностью.


Во второй раз за учебники сел уже вместе с дочкой. Маленькая Наташа знакомилась с буквами, а папа осваивал академическое образование. Диплом лег в личное дело, новые знания расширили горизонты ответственности. Освобожденный бригадир, мастер локомотивного депо, мастер участка производства первой группы – вот ступени карьерной лестницы 44-летнего специалиста высокого класса Андрея Лысенко. Нарядчики подсчитали: почти за четверть века через ремонт ТР-3 и ТР-2 прошли более 2100 электросекций: моторный вагон плюс прицепной.


Узнают «в лицо»


От того, как сделает свое дело слесарь, зависит срок службы поезда. По нормативам первый ТР-2 после постройки электропоезда положен через 240 тысяч километров, а после капитального заводского – через
210 тысяч километров.


Реальность может существенно сократить эти цифры до более скромного размера.


К тому же после добросовестного «большого» ремонта меньше работы и цехам, за которыми «малые» ТО-3 и ТР-1. Весь участок Лысенко твердо знает – цель у команды общая: безопасность движения и комфорт пассажиров. Парк моторвагонного депо Горький-Московский – это 197 электросекций. Но, кроме них, горьковчане опекают еще и электрички Казани, Кирова. Месячный план участка – 16 вагонов ТР-2, 83 секции в год. Многие из вагонов ремонтники знают «в лицо», помнят слабые места прошлых лет. Однако жизнь преподносит и сюрпризы. Работы сверх плана часто добавляют пассажиры. Электрички приходят с выломанными дверями, разбитыми стеклами, выпачканными краской вагонами. Случается, свою лепту вносят капризы погоды и природные ЧП.


Главный ресурс в работе любого цеха – люди. Чтобы твой подчиненный про конец рабочего дня сказал: «Нас гудок не касается – как сделаем, так и уйдем», нужно быть очень грамотным и, главное, уважаемым руководителем.


Конечно, никто не поспорит, что в руках мастера твоя премия. Однако дело не только в деньгах.


«Андрей Борисович с нами по-человечески, и мы по первому его зову и останемся, и задержимся». «Он знает, к кому как подойти: с кем надо строго, а кто и от похвалы горы свернет». «Если не получается, никогда не рыкнет, матерных слов будто и не знает вовсе». Это говорят рабочие: и ветераны, и первогодки.


Давайте вместе


Молодых на участке – половина. Им – особая поддержка. Вот вчерашний эпизод с монтажа кордовой муфты. Передающая вращающий момент от тягового двигателя на редуктор колесной пары муфта не очень слушалась рук начинающего слесаря Славы. Раз ему показали, второй... Но муфта – штука капризная. Подошел мастер Лысенко.


– Давайте вместе. Надо выдержать зазоры, равномерность затяжки всех четырех болтов. Разница в затяжке полуколец – не более двух миллиметров, зазор между болтами муфты и крышки вала – пять. Перетянешь – муфта пойдет на перекос. Может разбить подшипник тягового двигателя. Пострадает вал малой шестерни...


Когда у подчиненного в голове четкая последовательность действий и осознание последствий ошибки, браку поставлен заслон. Сегодня Слава с монтажом кордовой муфты справился уже на «отлично».


Навыки и опыт здесь не таят, приберегая «на всякий случай». Сам Андрей щедро делится с подчиненными маленькими и большими производственными «секретами». Нынешних бригадиров участок вырастил из слесарей, одного вывели в мастера и «подарили» соседнему цеху.


Мастер Лысенко дорожит каждым человеком. И по долгу общественной нагрузки, кстати, тоже. Андрей Борисович – общественный ревизор по обеспечению безопасности движения поездов и соблюдения техники безопасности. Казалось бы мелкий, но по сути очень значимый факт: часто бывая по служебным обязанностям в моторвагонном депо, автор этого материала ни разу не видела, чтобы на участке Лысенко кто-то появился без защитной каски или перепрыгнул через смотровую канаву вместо того, чтобы дойти до мостков. Неудивительно, что производственных травм здесь не бывает.


...Так вот – о той самой рабочей смене, закончившейся далеко за полночь шуткой слесаря: «В график уложились...» Погасили поезд, опустили токоприемники. Что заставило тогда Андрея Лысенко обернуться, даже предположить трудно. Мастер не поверил глазам: второй тамбур головного вагона вдруг задымил. Бригада бросилась назад.


Оказалось, что в кондуите под полом, где проходят провода, произошло короткое замыкание. По циклу производства, за который отвечает участок Лысенко, кондуиты не вскрывают. Их проверка предполагалась много позже – при капитальном заводском ремонте. Изготовитель гарантирует бесперебойную работу кондуитов до капремонта. И «раздымись» чужая оплошность парой минут позже, подвижной состав в ночное время спасти уже было бы проблематично. Андрей Лысенко и его подчиненные сохранили в тот день дороге и компании материальных ценностей на весьма солидную сумму.


Без браков, срывов, без случаев невыдачи продукции, без нарушений сроков гарантийной эксплуатации, без угрожающих безопасности движения замечаний со стороны приемщиков... Вот так работают Андрей Лысенко и его участок. Сам мастер объясняет успехи хорошей «сцепкой» команды всего депо. А коллеги и руководители говорят: ответственный, умеющий принимать решения, рассчитывающий свои шаги далеко вперед, способный не только грамотно спланировать, но и реализовать задуманное. Человек, чья «сцепка» с делом всегда – миллиметр в миллиметр.

Автор: Лариса Андрюшина


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»