Сергей Якупов – уникальная личность, настоящий специалист своего дела, изобретатель с большой буквы. Именно он отвечает за всё сложнейшее электрооборудование на подходах к Челябинску со стороны Златоуста, Троицка и Копейска. Уже тридцать лет Сергей Михайлович трудится в Челябинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки электромеханик ремонтно-технического участка. Всё это время железнодорожник ведёт активную рационализаторскую деятельность, за что неоднократно поощрялся руководством участка и дистанции.
Нетривиальный подход
Именно к этому электромеханику приходит с заводов новое электрооборудование, которое перед установкой на путях необходимо протестировать. А для проверки оборудования нужны специальные стенды, по-другому – приставки, которые должен предоставлять завод-изготовитель. За тридцать лет работы Якупова на участке заводы почти никогда не предоставляют такие стенды.
– Я не знаю, почему так происходит. Может быть, для заводов слишком дорого и хлопотно делать приставки для проверки, – рассуждает Сергей Михайлович.
Теперь для каждого нового прибора электромеханик сам придумывает стенды для тестирования. Так из рабочей необходимости рождаются изобретения. Немаловажно, что все приборы электромеханика строго отвечают требованиям безопасности и техническому регламенту.
– Сергей Якупов – один из лучших на моём участке, – говорит Александр Ефремов, начальник ремонтно-технического участка. – Все его изобретения внедрены и приносят большую пользу. За свои рационализаторские предложения он всегда поощряется материально. Для меня одним из важнейших его изобретений остаётся собранное собственноручно рабочее место-стенд для проверки бесконтактной сети. Оно уникально. Сергей Михайлович проделал огромную работу после объединения ШЧ-4 и ШЧ-12 на полетаевской базе и собрал его с нуля. Это изобретение значительно упростило работу электромехаников и увеличило скорость её выполнения.
Сам Якупов считает одним из важных своё последнее изобретение – стенд для проверки диодов средней мощности.
– Такие стенды есть и заводского производства, но только для маломощных диодов. Нам они не очень подходят, потому что на них нельзя протестировать диоды других мощностей, – объясняет железнодорожник. – Когда мастерил прибор, старался упростить технологию, сделать её доступной и понятной, уменьшить количество переключений. Для проверки диода необходимо провести два тестирования, на моём приборе они выполняются легко, с помощью двух кнопок.
Конечно, диоды можно протестировать и без этого изобретения: обычно обратный ток проверяют с помощью вольтметра, амперметра и большого количества проводов. Но такой способ менее безопасен, ведь для тестирования необходимо высокое напряжение. А ещё на эту проверку традиционным способом уходит гораздо больше времени.
Теперь стенд Якупова для проверки диодов хотят внедрить в Челябинске.
Рацпредложения электромеханика активно используют в релейном цехе электротехнического участка.
– С Сергеем Михайловичем мы работаем давно. Это замечательный человек, очень отзывчивый, всегда поможет, подскажет. А ещё он профессионал высокого уровня. Спасибо ему огромное за замечательные приборы, они очень помогают нам в работе, – говорит Татьяна Егорова, старший техник релейного цеха.
Например, работники цеха повсеместно используют отличное изобретение Сергея Михайловича – специальную приставку для тестирования стабилитронов. Заводы такие приставки не производят. А стабилитроны очень часто используются на электрооборудовании для стабилизации напряжения.
Якупов занимается изобретательством уже много лет. По-другому он работать не может.
– На ремонтно-технический участок я попал по воле случая. Однажды на станции ко мне подошёл начальник участка Кузнецов Николой Петрович и предложил перейти работать к ним. Я, не раздумывая, согласился. И почти 30 лет работаю на РТУ, за эти годы ни разу не пожалел о своём выборе. А всего на Южно-Уральской магистрали тружусь уже более 40 лет, – вспоминает Сергей Михайлович. – Заниматься рационализаторской деятельностью начал сразу как только пришёл работать на участок. Мыслить творчески заставила не столько производственная необходимость, сколько желание сделать рабочий процесс качественнее, быстрее и проще.
Своим опытом Якупов щедро делится с молодыми коллегами.
– Я работаю с января этого года. Пока только вливаюсь и в профессию, и в коллектив. Сергей Михайлович мне в этом очень помогает, – рассказывает ученик электромеханика Денис Масляник. – В теории оказывается всё гораздо проще, чем на практике. Хорошо, что наставник всегда помогает советом, объясняет сложные и непонятные моменты, поддерживает.
Сергей Якупов понимает, что наставничество – это лучший способ научить молодых электромехаников работать правильно, чётко, без сбоев, а также творчески подходить к своей профессии.
– Важно, чтобы молодые специалисты не растерялись и не потеряли желания работать. У меня в своё время не было наставника и приходилось во всём разбираться самому – путём проб и ошибок. Это тяжело. Я не понимаю людей, которые ругают нынешнюю молодёжь, как будто им самим не было по двадцать лет. В любом поколении есть хорошие и плохие люди. У нас отличная смена растёт. Ребята приходят образованные, с головой на плечах, – улыбается Сергей Михайлович. – Я советую им быть коммуникабельнее, трудолюбивее и не халтурить.
Не могу не изобретать!
Родители Сергея Якупова тоже всю жизнь проработали на ЮУЖД. Мама Зоя Васильевна была заведующей комбинатом бытового обслуживания. Отец Михаил Семёнович трудился плотником на пассажирских вагонах.
Железная дорога сопровождала Сергея Михайловича с малых лет. Первое воспоминание – голос по громкой связи дежурного по станции: «Иванов, отпусти тормоза!».
– Я родился в посёлке Бутаки, где живу по сей день. Только раньше он назывался станцией, – говорит электромеханик. – Почти все 8 тысяч жителей работали на железке, поэтому выбор места работы для меня был очевиден: только ЮУЖД.
После школы Сергей Якупов работал монтёром связи, потом ушёл в армию. Вернувшись со срочной, стал помощником машиниста электровоза, работал на снегоуборочных машинах в ПЧ Полетаево.
– Я часто менял профессии, потому что ни к одной из них не прикипел душой по-настоящему. Понял, что нашёл своё, когда устроился работать осмотрщиком по электрооборудованию пассажирских вагонов. Только тогда решил учиться дальше и окончил индустриальный техникум по специальности «Электрооборудование на предприятиях», – рассказывает железнодорожник.
Якупов признаётся, что работа с приборами – не для всех. Тут необходимо иметь особый склад характера, обладать колоссальной внимательностью, усидчивостью, спокойствием и осторожностью, иметь желание постоянно учиться и узнавать что-то новое.
Тяга к изобретательству проявляется у Сергея Михайловича не только на работе, но и в быту. Железнодорожник построил своими руками дом и там тоже постоянно что-то улучшает и модернизирует.
– В частном доме всегда найдётся работа – по стеклу, дереву, металлу. А ещё у меня есть мотоцикл, мопед и рыбацкая лодка, все они тоже улучшены мною. Так, к лодке я недавно прикрепил специальный тент и сконструировал вентилятор. Теперь в ней стало гораздо комфортнее рыбачить. Получается, что просто не могу не изобретать, – смеётся Сергей Якупов.
Автор: Екатерина Шлыгина
Forum with id 24 is not found.