Утром 10 мая машинист Сергей Камнев принял электровоз ВЛ80с на станции Зелёный Дол. Привёл его резервом в Юдино. И теперь его ждала уже настоящая работа. Локомотив стоял на 26-м пути. Требовалось переехать на 44-й. И затем на предельно низкой скорости прицепиться в хвост находившегося там нечётного грузового поезда.
Перегон между Свияжском и Тюрлемой считается одним из самых трудных на Горьковской железной дороге.
Нечётный поезд, который только что пересёк Волгу, должен подняться за несколько километров на уровень её высокого берега. Ещё надо иметь в виду, что в силу сложившейся в масштабах страны логистики, как правило, этот поезд состоит не из порожних, а из полноценно гружёных вагонов. Из Сибири и с Урала в Центр – один из важнейших векторов отечественных грузопотоков.
Поэтому на участке приходится держать каждый день несколько электровозов для подталкивания, которые встают в конце состава в Юдине, Зелёном Доле или Свияжске и помогают вести тяжёлый грузовой поезд до Тюрлемы.
– На подталкивании машинисты у нас работают в одно лицо. Они совершают за рабочий день обычно от трёх до пяти поездок до Тюрлемы. Километ-раж небольшой, но, естественно, это должны быть очень опытные локомотивщики, – рассказывает машинист-инструктор локомотивного эксплуатационного депо Юдино Айрат Бикмуллин. – Вот как Сергей Камнев, например.
– …Понял, – ответил по рации машинист, повторил команду и услышал «Выполняйте».
Маневровый светофор горел белым: можно трогаться.
Большая станция требует большого внимания – к тому, где именно нужно остановиться, где снизить скорость, а ведь ещё могут появиться внезапно на пути люди. Конечно, сказано «Маршрут готов», но и эти слова не гарантируют полностью, что неожиданностей не будет.
Так и случилось. Сергей Камнев начал движение и через несколько минут обратил внимание: «готов», но перед следующей стрелкой горел на карликовом светофоре запрещающий сигнал.
Последовала моментальная и единственно правильная реакция – он успел остановить электровоз.
Не будем гадать, что произошло бы, если машинист в этот момент отвлёкся, доверившись команде дежурной по станции. Взрез стрелки? Сход? Столкновение?.. Случается, что техника даёт сбои, как бы мы ни старались без них обойтись. Но есть ещё человек, внимательно относящийся к своему делу. И он может предотвратить последствия очень многих таких сбоев. На железной дороге принято говорить, что машинист в силах исправить любую ошибку техники или кого-то из работников.
– Мы благодарны машинисту Камневу. Он представлен к награде. Это настоящий профессионал. Если бы не его внимание, на наше предприятие легло бы большое пятно, – сказал и.о. заместителя начальника депо по эксплуатации Дмитрий Федотов.
– Камнев именно опытен, – продолжает Айрат Бикмуллин. – Он готов к неожиданностям. Вообще, вы представляете, как работает машинист подталкивающего локомотива?.. Он ведь не видит перегон – электровоз прицеплен за последним вагоном. И задача машиниста – внимательно слушать команды с ведущего локомотива, следить за показаниями приборов и немедленно на всё реагировать. А для этого требуется ещё хорошая интуиция. Именно поэтому Камнев является у нас и общественным инспектором по безопасности движения. Он видит, чувствует то, что может угрожать нормальной работе. И потому его замечания во время рейдов всегда точны и конструктивны.
В отличие от большинства своих коллег, в локомотивное хозяйство Сергей Камнев пришёл не юношей, а вполне зрелым, взрослым человеком.
Это серьёзный поступок – оказаться в техническом училище рядом с теми, кто тебя на несколько лет младше. Учиться на помощника машиниста Камнев начал, уже поработав в ведомственной охране железной дороги. Хотелось настоящей, серьёзной, современной профессии, которую во всех смыслах ценят.
Больше года его документы на право управления электровозом лежали без применения: пришлось вернуться к прежней работе, поскольку в депо не было вакансий.
И вот – первые рейсы в 2008-м.
Наставником для Камнева стал Александр Иванов.
– Это классный машинист, ответственный, с большим опытом, – рассказывает Айрат Бикмуллин. –
Он уже достиг сейчас пенсионного возраста: вы зна-ете – машинисты выходят на заслуженный отдых раньше, чем люди большинства профессий. Но Иванов всегда заботится о своём здоровье и сумел его сохранить. На таких машинистах держится движение. В прошлом году он смог предотвратить серьёзное происшествие – столкновение поезда с джипом. Когда он подходил к станции Тюрлема, вовремя заметил, что машина стоит в кривой так, что оказывается в габаритах его пути, и смог остановить поезд.
– А ещё Александр Сергеевич мой дядя, – говорит Сергей Камнев. – Я очень уважаю этого человека и старался многому в жизни у него учиться. Я у него четыре года был помощником. Присматривался к тому, как он работает. Вообще-то бригады из близких родственников не формируют – братьям или отцу с сыном работать вместе не положено. Но дядя и племянник – это допустимый вариант.
Железнодорожники есть в трёх поколениях семьи Сергея Камнева. Его дед работал проводником вагона, сестра – диспетчер в ПМС.
Подрастают сыновья Кирилл и Артём. Бывают в жизни Сергея Камнева хорошие часы, когда они вместе отправляются ловить рыбу или едут в леса соседней Марий Эл, чтобы пособирать грибы и привезти домой воды из знаменитого Зелёного ключа в национальном парке.
Что выберут в жизни сыновья? К чему окажутся готовы?
Автор: Николай Морохин