Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Последнее звено

Последнее звено

Алексей Потанин, преподаватель специальных дисциплин Воронежской дорожной технической школы

Лет пять назад – командировка в Новый Оскол. Покончив с рабочими моментами, пошёл тропинками детства к дому, в котором родился, который покинул в семилетнем возрасте. И соседка его узнала: «Алексей, ты ли?!». О встрече рассказывал своему отцу. В глазах отца – слёзы: именно его в седовласом сыне узнали друзья молодости…


Мама пережила страшные дни блокады Ленинграда. Отец прошёл войну пулемётчиком и вернулся с победой в город на Неве: направлен получать знания в военный институт. Встретил «половинку» свою… Мамин дедушка был железнодорожником. И жизнь так расставила акценты, что военную форму папа сменил на форму служащего магистрали. Жизнь путейца оседлой не назовёшь: за главой семейства – супруга, сын, дочка.


А романтика железной дороги с молоком матери жизнь Лёшкину наполнила: и за окнами дома в Новом Осколе, и у дома станции Лев Толстой, куда переехала семья… Перестук колёс под паровозным паром – не раздражением, а сказочным кодом в неведомое счастливое будущее!


Отец купил аккордеон, отправив сына в музыкальную школу. И до сих пор песня детства влечёт за собою чудом: «Ты лети, лети, моя машина. Ой, сколько много вертится колёс! Ах, какая чудная картина, когда по рельсам едет паровоз!..».


Вновь переезд семьи. Воронеж. Сомнений, по какому пути идти, не было. Алексей Потанин поступает в Отроженский техникум железнодорожного транспорта на специальность «Тепловозное хозяйство».


В 1972 году приходит в локомотивное депо Воронеж-Курский. Отправляется в рейс помощником машиниста.


После службы в армии возникает дилемма: продолжать рейсы или совершенствовать свои знания. Преподаватели вечерних лекций учебно-консультационного пункта Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта открывали неведомые горизонты. Чтоб не пропускать занятий, устраивается работать на воронежский тепловозоремонтный завод имени Ф.Э. Дзержинского. Инженер-технолог, мастер, старший мастер, окончив институт, получает приглашение на преподавательскую деятельность в Воронежскую дорожную техническую школу.


– На День железнодорожника будет 33 года, как впервые переступил порог учебного заведения, в котором не только преподаю, но и сам каждодневно учусь, совершенствуюсь.


В последнее время, когда дорожной технической школе выделяется современная аппаратура, создаются инновационные классы… стыдно сидеть ждать, пока кто-то, что-то приготовит тебе для проведения урока. Начали сами создавать обучающие компьютерные программы, интерактивные плакаты, снимаем фильмы и, как это ни громко звучит, пишем книги. Скопился огромный опыт. Есть что рассказать, показать, но… читать лекции по старым конспектам – нечестно и глупо.


Начинающим преподавателем я намного меньше готовился к занятиям, чем в сегодняшнем дне. И дело не только в инновациях: с прискорбием констатирую – уровень общего образования падает. К нам приходят люди повышать квалификацию. Пройден школьный курс, окончен техникум. Более того, человек полгода помощником машиниста был, а не может рассказать не то, чтобы об устройстве того или иного блока… не может показать, где он в электровозе находится! Такие случаи далеко не единичны.


Наша главная задача – в кратчайшие сроки снабдить человека крепкими знаниями, но если курсанту это неинтересно… поверьте – в локомотив он больше никогда не сядет. Это не шутки. Вы хотите сесть в поезд, который ведёт недоучка? В том-то и дело!


Машинист – это разноуровневый, разносторонний специалист. Он может поправить ошибку движенцев, путейцев, связистов… Его ошибку не поправит никто. Как говорил дедушка моего бывшего ученика, а ныне коллеги Олега Мыскова: «Ошибки движенцев – разбирают на планёрках. Ошибку машинистов – разбирают восстановительные поезда…».


– Преподаватель специальных дисциплин. Конструкция, управление тепловозом, электровозом. Охрана труда. Председатель цикловой комиссии… Двигатель, составляющие локомотива – это для вас безграничное теоретическое поле деятельности? Железо – это ваша стихия?


– Теория необходима. Но в моём случае – хоть сегодня отправлюсь в рейс. И отправлялся. Была такая практика в середине 80-х годов – помощь линейным предприятиям. Из-за нехватки кадров даже начальник дороги уходил в рейс помощником машиниста. Машинистом, помощником водил грузовые, пассажирские составы и я, будучи преподавателем.


А насчёт железа… Без души человеческой – техники не существует. Самая современная конструкция – металлолом! А разве сам человек без души – не куча костей с наросшим мясом?!


Главная задача – чтобы локомотив стал живым организмом. А для этого машиниста надо научить думать. Думать, понимать и чувствовать локомотив. Человек и машина – единое целое. Но именно ты управляешь машиной. Случись обратная реакция – крах!


– Алексей Алексеевич, узнал, что вы превосходный кулинар, заядлый грибник, песня под баян – ваш конёк. Кроме разработок, создания специализированных методик, программ, фильмов, растиражированных по всей сети дорог, кроме публикаций в журнале «Локомотив» и членства в его редакционном совете... Шутки-шарады, участие в школьных стенных газетах, походы с курсантами, экскурсии… Ведь всё это не в гранях ваших должностных инструкций. Пять книг. Работа над шестой! Книги-учебники, по которым учатся машинисты всей страны! Книги, в которых красной строкой – не отступай от инструкций!


– Жить по регламенту инструкций, по режиму и расписанию – скучно. Но не надо путать с этим работу и тем более работу машиниста, чьи инструкции написаны в буквальном смысле кровью.


Предупреждаю своих учеников: не слушай никого – я дал тебе знания, ты их получил. Совершенствуйся, но инструкции соблюдай свято! Испугался гнева начальника депо, ещё кого-то… пошёл на уступки – отвечай за случившееся сам. А кому ещё отвечать, если машинист должен работать без права на ошибку, если он – последнее звено!


Книги, фильмы, программы… создаются не ради тщеславия и, слава богу, не мною одним в школе, которая без преувеличения является научно-образовательным подразделением на сети дорог. Периодически посещаем депо, заводы-изготовители локомотивов.


Мы выдаём осмысленно готовый результат, который не только конспектируют курсанты, но который помогает производству, эксплуатации находить лучшие пути в достижении безопасности движения.


– В 2012– 2013 годах ОАО «Российские железные дороги» на ряде магистралей определило проведение пилотного проекта по подготовке машинистов тепловозов и электровозов. Суть такова, что кандидаты на обучение, не имеющие профессионального железнодорожного образования, набираются фактически с улицы. Куратор первой группы таких машинистов в Воронеже – вы. Каковы результаты? Есть чем гордиться?


– Это тяжёлая, очень ответственная работа. В сентябре 2013-го будет выпуск, и тогда результаты девятимесячного труда будут окончательно понятны. Но, возвращаясь к теме образования, уже сегодня ясно одно: техникумы с задачей не справляются и порою проще человека учить с чистого листа, чем получать незаинтересованного недоспециалиста.


– Алексей Алексеевич, за свою практику вы обучили более 10 тысяч машинистов. Уже учите внуков приходивших к вам на занятия дедов. Фамилия Потанин на магистрали как знак качества: к прошедшим у вас обучение у инструкторов не возникает вопросов. Вы счастливы ощущать себя в роли локомотива? Вы по жизни – счастливы?!


– Не локомотив: я человек, умеющий управлять машиной. Человек сидит за пультом впереди всех рабочих секций… Вот разговор шёл о грибах. Скажу откровенно: для меня подберёзовик – куда важнее локомотивного двигателя. Подберёзовик – это часть непостижимой природы, у коей все мы в детях ходим. Локомотив – увлечение «ребёнка». Серьёзное увлечение, направленное на улучшение жизни людей.


Счастлив ли?.. В работе, в школе, наверное, – да. А в жизни много было моментов, которые не позволяют со счастливой улыбкой бесшабашно продолжать путь. Что такое хорошо прожить? Вечный вопрос. 21 июня исполнится 60 лет, а я так и не знаю рецепт счастья. Для меня это, наверное, передать свои знания, которые помогут людям, уберегут от беды.


Знаете, мне кажется, самые лучшие преподаватели – это те, кто свои мечты не смог ещё воплотить в реальности и каждый день стремятся довести до людей свой багаж знаний. Сколько осталось дней – безразлично. Потому что мечта – бесконечна!

Автор: Константин Ефремов


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»