Всё течёт, и всё меняется. В памяти остаются только узловые моменты, определяющие судьбу человека. А она, как известно, во многом зависит от его характера. Не зря говорят: что в человеке заложено, то обязательно прорастёт. У Владимира Бочкова любовь к порядку в крови. Отсюда и требовательность. В первую очередь к себе, потом – к людям, окружающим его.
В последний день весны коллеги по работе проводили Владимира Бочкова на заслуженный отдых. Обычно открытый для всех, общительный по натуре, на этот раз он был взволнован и скуп на слова.
– Трудитесь на совесть, вникайте во всё, не нарушайте дисциплину, поддерживайте порядок каждый на своём месте – и тогда всё у вас будет хорошо, – пожелал Владимир Викторович электромеханикам ремонтно-технологического участка (РТУ) Читинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.
В этот день он, конечно же, не раз прокручивал в памяти события, связанные с приходом молодого выпускника Читинского техникума железнодорожного транспорта на ставшее для него вторым домом предприятие. Вспоминал тех, кто помогал ему в становлении и с кем трудился бок о бок десятки лет...
– Мой отец, Виктор Николаевич, всю жизнь проработал в вагонном депо на станции Чита-1, а мама, Марина Ивановна, – в энергоучастке, так что передо мной не стоял вопрос: куда пойти после школы? Конечно, на железнодорожный транспорт. Поэтому, окончив восемь классов, сразу поступил в техникум. Понравилось мне тогда название будущей специальности: “Автоматика и телемеханика”, отсюда и выбор профессии. Было это 45 лет назад, и я ни разу не пожалел о своём выборе, – вспоминает Владимир Бочков. – От этого “чистого истока” и началось моё “прекрасное далёко”.
Через четыре года молодой специалист пришёл работать в Читинскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки. Пять месяцев работал электромонтёром, а потом стал электромехаником по обслуживанию напольных устройств СЦБ. Ещё через десять лет опытного электромеханика перевели в контрольно-измерительный пункт (КИП). Здесь и трудился до последнего дня.
– 30 июля прошлого года президент компании Владимир Якунин наградил Владимира Викторовича знаком “За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет”, – отметила заместитель руководителя предприятия по кадрам и социальным вопросам Татьяна Собина. – Мы хотели, чтобы он ещё поработал, но Владимир Викторович твёрдо сказал: “Я свои обязательства перед коллективом выполнил. Смену себе подготовил. Пора на отдых”. И мы его отпустили. Прекрасно понимаем: проработать электромехаником свыше 40 лет – очень тяжело. Труд ответственный и напряжённый, напрямую связанный с обеспечением безопасности движения поездов. Приходится работать и днём, и ночью, по будням и праздникам, и при этом часто выезжать на линию. Такая работа изматывает, не каждый её выдерживает.
Владимир Викторович считает, что ему повезло с работой и коллегами.
– Замечательные люди окружали меня всю жизнь, – признаётся он. – Как здесь не работать? Владимир Михайлович Карепов, начальник РТУ, был и первым моим наставником. Многому меня научили такие руководители цеха, как Вера Васильевна Большакова и Наталья Петровна Болюкевич.
Надо сказать о том, что РТУ, или КИП, как его ещё называют, особый цех. В дистанции женщин немного. И половина из них трудится в этом цехе. Так что там мужчин и женщин поровну. Первые, как правило, берут на себя самую трудную работу: обслуживают устройства СЦБ, а вторые в основном занимаются ремонтом приборов. И та, и другая работа требуют высочайшего профессионализма.
– У нас 95 типов приборов, поэтому каждый электромеханик должен быть технически грамотным, – заметил начальник цеха Юрий Деев. – Характерная особенность для нашего участка – отсутствие текучести кадров. Атмосфера добра и взаимопомощи досталась нам в наследство от наших предшественников и помогает решать самые сложные задачи. Понятное дело, на работе ценятся знания и смекалка, но главное всё же – это человеческие качества. Вот в этом плане мне, как руководителю, повезло. Владимир Викторович – душа и сердце коллектива.
Юрий Деев знает, о чём говорит. Стаж руководителя у него год с небольшим, а до этого работал электромехаником в бригаде автоблокировки и в КИП. Здесь его старшие товарищи наставляли, как говорится, на путь истинный, помогали: где советом, а где и собственным примером.
– Владимир Викторович многое для меня сделал, – убеждён начальник цеха. – Он очень ответственно, пунктуально, с большим интересом относится к работе, любит порядок на рабочем месте. А ещё он бескорыстный, участливый человек, многим помог в решении проблем.
Мало кто знает о том, что Владимир Бочков спас пять человеческих жизней. Сам он об этом не любит говорить. Рассказал только об одном случае:
– Я большой любитель рыбалки. Регулярно ездим с друзьями в соседнюю Бурятию, на Еравнинские озёра. Однажды поздней осенью, наша машина провалилась под тонкий лёд. Кто сидел рядом с дверцами, успел выскочить, а двое вместе с машиной ушли в глубину озера. Пришлось мне нырять и вытаскивать их из обжигающе холодной воды.
Умение быстро ориентироваться в экстренных ситуациях и принимать верные решения помогало ему и на работе.
– Как-то раз прорвало трубу в помещении, где хранятся десятки тысяч приборов, и только благодаря реакции Владимира Викторовича удалось не допустить их порчи, – вспоминает электромеханик РТУ Анна Емельянова. – Он не растерялся и быстро остановил течь в трубе.
По её словам, ветеран цеха незаменим в обслуживании устройств СЦБ и их ремонте. Дотошно исследует каждый случай отказа бесконтактной аппаратуры, скрупулёзно ищет: в чём причина отказа того или иного устройства? Всё для того, чтобы в дальнейшем постараться не допустить сбоев в работе приборов.
По этой же причине Владимир Викторович внёс за свою жизнь множество рационализаторских предложений, направленных на обеспечение надёжной работы устройств СЦБ.
– Своими руками сделал из подручных материалов более двух десятков стендов для проверки приборов, – сказал он. – И всё потому, что дорога не приобретает стенды для проверки поступающих с заводов приборов. Или взять последний случай. Недавно пришли утверждённые схемы на подключение блока питания штепселей для линий извещения. Начали ставить их на сигнальных точках – горят первичные обмотки трансформаторов. И всё из-за того, что неправильно сделаны схемы. Установили причину брака, дали заключение – и в Центральной дирекции нашего хозяйства отменили эти схемы. А ещё случается, приходят к нам информационные листки по работе тех или иных приборов. Начинаешь разбираться: указанные схемные решения неприемлемы. Вот поэтому и приходится постоянно думать над тем, как улучшить условия труда электромехаников и повысить качество проверки или ремонта приборов.
Этому Владимир Викторович научил и электромеханика Владимира Бугоркова.
– Парень с головой, грамотный, когда делает какой-нибудь прибор, старается разобраться во всех деталях и вникнуть в его устройство. Как молодой специалист, предлагает интересные инновационные проекты. Вот его-то я и хотел бы видеть своим преемником, – заметил Владимир Бочков.
В заключение хочется сказать ещё об одном. Владимир Викторович сделал торную дорогу для будущей трудовой династии. По его стопам пошла одна из двух дочерей, Марина. По окончании института она работает электромехаником в том же цехе, где работал и отец. Эту же специальность избрал и Дмитрий, сын старшей дочери Натальи. Он учится в институте по направлению предприятия и наверняка станет продолжателем дела, которому его дед посвятил более сорока лет.
Наша справка:
Читинская дистанция сигнализации, централизации и блокировки обслуживает на участке протяжённостью 268,9 км 21 железнодорожную станцию, 821 стрелочный перевод, устройств УКСПС – 43, КГН – 22, КТСМ-02 – 16.
Протяжённость устройств автоблокировки – 248,9 км.
Общее количество сигнальных точек на перегонах – 227, точек САУТ (системы автоматического управления тормозами) – 150.
Переездов, оборудованных устройствами сигнализации – 33.
Автор: Николай Гоголь
Forum with id 24 is not found.