– Ребята из депо подходят, спрашивают, как что делаю, как ищу неисправности. Отвечаю: фонарик в руку – и не лениться, – раскрывает секрет Антон. Говорит бойко, конкретно, без лишних слов: спешит, сегодня он в смене. – Показал, объяснил всё. Кто хочет на самом деле научиться – на вагоне дефект смотрит. Дальше, чтобы получалось у человека, – вопрос желания.
Корни характера
Шустрый, организованный, блеск в глазах – первое впечатление при встрече. Охотно вступает в разговор.
Корни человека – в детстве. Антон, на первый взгляд, плыл поначалу по течению. За компанию пошёл после 9-го класса с пацанами в ПУ-29. На машиниста не прошёл – остался на вагонника. Учиться было интересно: физику, черчение он любил ещё со школы. Ну а окончив, отработал в депо полгода – повестка в армию пришла. Не юлил, встал в строй.
Армия (попал в химвойска) понравилась. Коль не лентяй, не маменькин сынок, служба пойдёт. От каши нос не воротил. Присвоили младшего сержанта, дали командовать отделением. Почти все солдаты – ростом выше командира, были и под два метра. Случалось, не подчинялись, но характером, знанием дела создал себе авторитет.
По возвращении в депо втягиваться в железнодорожные будни было нетрудно – дело знакомое.
Неповторимые будни
Его рабочий день начинается в 7.45. Старший смены Олег Шабурдов проводит инструктаж – и осмотрщики-ремонтники (их 28 в смене) расходятся по трём паркам. Тимохину больше всего нравится работать в парке приёма: разборка только-только пришла на станцию, требуется полный текущий осмотр, поле непаханое. Вчетвером, по двое с головы и хвоста, идут и обрабатывают состав.
– Волховстрой лежит на напряжённом Коштинском ходу, за смену осмотрщик обрабатывает 18–19 поездов, – поясняет начальник ПТО Александр Иванов. – Идёт передача на Северную, Московскую дороги. Фронт очень ответственный.
Любое дело любо, коль познал секреты, технология вошла в плоть и кровь. Состав вчетвером за 30 минут – значит, каждому две минуты на осмотр своей стороны вагона. Идёт Антон по левому борту – значит, левое плечо впереди, ведущее. В левой руке – светодиодный фонарик, в правой – молоток. На боку – подсумок с инструментами.
– Я на вагоне за всё отвечаю. Начинаю осмотр с автосцепки. Гляжу вдоль состава, нет ли уширения, порчи кузова, – делится Антон опытом. – На полувагонах это случается. Особое внимание – вагонам повышенной нагрузки, думпкарам. Подлезаю, смотрю боковину, колёса, молотком проверяю буксу.
– Самое главное – фонарь в руке и зрение. Неисправности на колёсах легче находить: на поверхности катания видно сразу – ползун, выщербина, навар, – продолжает он, подводя к выставленным в техклассе образцам. – Чаще стали попадаться трещины или дефекты литья в литой боковине, в радиусном переходе R-55 мм.
Трещины в боковинах грузовых вагонов привели уже к не одному сходу на сети железных дорог. Антон и тогда, в апреле, когда обнаружил дефект литья, действовал привычно: круговыми вращательными движениями осветил отверстие со стороны колеса и внимательно осмотрел. При освещении под острым углом тень в трещине сразу выдала злодейку. Сообщил по рации оператору, вагон отставили.
Смена длится 12 часов. Невысокому легче прыгать под вагонами, это верно, но каково шагать по сугробам зимой? Тимохину – не в тягость: он всегда любил движение. В школе играл в футбол, легко и в армии физо давалось. Живёт в частном доме, тут сидеть сложа руки не приходится.
Хозяин в депо и в доме
– Сегодня гвоздь не забьёшь – завтра уже два, и так копится. Это не квартира вам. В отпуске, что только отгулял, заливкой дорожек занимался, крышу чинил, – перечисляет он домашние хлопоты.
Вообще-то его день начинается с кормления собак – их у него две. Кошки – те на бабушке, с которой и живёт. На работу долетел на мопеде – тоже гайки подкрутить: известно, какие дороги. И землёй сам занимается: картошку уже дважды окучивал, посадил лук, укроп, огурцы.
По сути, хоть и живёт в городе, жизнь – деревенская, и воспитывает она хозяйскую жилку. Взять молоток осмотрщика, заботы тоже требует. Тимохин следит за инструментом, если надо, в воде отмочит, насадит, клинышек подзабьёт.
Команда
Любая работа – дело коллективное, да у младшего сержанта Тимохина умение подойти к человеку, наладить контакт – в крови. Выступал, делился своим методом в классе на техучёбе. В смене № 4 асами считаются также Евгений Чемересов и Александр Кузнецов. С последним Антон Тимохин написал в этом году практическое пособие, которое распространяется службой вагонного хозяйства во всех депо. Короче, тайны из своего опыта не делает.
– Изломы боковины случаются чаще всего в невидимой части, там и брак литья возможен: тележки иногда контрафактные. На выявление коварных дефектов сейчас направлена вся система работы осмотрщиков нашего депо, – говорит Александр Иванов. – Все обеспечены досмотровой штангой с зеркальцем и вмонтированным фонариком. На предприятии распространяется метод Ольшевского, при котором осмотрщик заводит зеркало с внутренней стороны.
Увлечённый человек в работе не вспоминает про деньги, но все мы живём на земле – рубль стимулирует. В зависимости от вида выявленной неисправности осмотрщик получает премию от 3 до 15 тысяч рублей. Сейчас активно вводится нематериальное стимулирование: благодарственное письмо родственникам, жене. «Словом можно убить, словом можно спасти», – недаром сказал поэт.
За последние два года все парки станции оборудовали мачтами с галогенными светильниками. В сентябре, когда с курсов придёт в вагонное депо группа тех, кто ранее работал слесарем, штат осмотрщиков будет полностью укомплектован. Причём в основном молодёжью: средний возраст работника депо сейчас 35 лет. Из недавно пришедших быстро вышел в лучшие осмотрщики Даниил Борисов.
– В вагонном депо Волховстрой резко вырос коэффициент подтверждения выявленных дефектов, – с гордостью говорит Иванов. – В середине года он достиг 50%. В общий труд вносит лепту каждый, но двойная нагрузка ложится на лидера. Такого, как Антон Тимохин.
Лёгкий, живущий в гармонии с собой и с миром человек, у которого всё спорится, – Антон Тимохин за отличный труд недавно награждён знаком «За безопасность движения».
Автор: Владимир Саблин
Forum with id 24 is not found.