Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
За тысячу верст от Москвы

За тысячу верст от Москвы

Алевтина Дерягина , дежурная по переезду Зуевской дистанции пути

Маленький домик-«пряник» на переезде 1061 км в дальних вятских краях обнаружил себя вспыхнувшим вдруг пятном света.


Свет в окошке


Поезда по железнодорожному пути грохотали один за другим. И в предрассветном тумане мне, идущему вдоль путей пешеходу, немудрено было бы и пройти мимо, если бы дежурная по переезду Алевтина Дерягина не включила фонарь, сигналя из окна очередному приближающемуся составу.


– Не заблудилась! – обрадовалась Алевтина, открывая дверь. – А я уж было забеспокоилась. Сегодня у путейцев окно: ремонт начался до полуночи. Еще час назад стояла тишина, а как только пропустили вашу электричку, пошли все стоявшие до сих пор грузовые. Тут уж привычное ухо и то не укараулит голову от растерянности.


Новоселы


Чистые белые стены рабочего модуля, аккуратные рамочки документов и инструкций. Сквозь дверной проем светится холодильник, на столе рядом с микроволновой печкой закипает электрочайник.


– В прошлом году справили новоселье, – похвасталась Алевтина, заметив одобрительный огляд родного ей хозяйства. – Даже санитарный туалет нам тут положен…


Туалет и вправду стоит в уголочке запакованный, ждет подключения. Как, впрочем, и умывальник, и кондиционер.


Зазвенел звонок оповещения, и Алевтина шагнула к выходу: «Опять грузовой!» Вгляделась в красный сигнал на щитке в тамбуре, чтобы определить, по какому пути приближается состав. Четное приближение! Нажала на кнопки, закрывая шлагбаум и поднимая металлические крышки УЗП на шоссе. Вышла, осмотрела планки нижнего габарита на путях: в целости ли и сохранности? После прохода поезда она еще раз убедится, что все цело и невредимо. Если же планка повреждена, значит, какая-то деталь волочится по путям или провисает. Тогда дежурная включит радиосвязь с локомотивом: «Машинист нечетного грузового из Косы по Зуевке! 1061 километр, дежурная Дерягина обнаружила сбитую планку нижнего габарита». Однажды было на ее переезде такое: чтобы определить, какой неисправной частью сбита планка, ее собирали по частям на белую бумагу.


«Рядовой» Алевтина


Звонок поездной сигнализации поднял птиц на лесной кромке. За стеклянной стеной заторопились через пути в обе стороны разноцветные «жигулята». Алевтина погрозила торопыгам пальцем, но тут же оправдалась за них: «Боятся, что состав на переезде встанет». Так и есть: последний полувагон остановился напротив шлагбаума.


Водители нетерпеливо загудели в клаксоны, один вышел из машины и постучал в окно: «Юрьевна, на работу опаздываю!» Алевтина вышла на шоссе объясняться. Вернувшись, все же набрала телефонный номер дежурной по станции: «Нечетный со станции Коса встал. Не случилось ли чего?» А потом вдруг охнула и, включив громкую связь, забранилась на молодцеватого мотоциклиста, на большой скорости огибающего последний вагон: «За минуту жизнь меняешь, парень! Сейчас высадится рабочая бригада, и поезд освободит путь».


Повернувшись ко мне, пожаловалась: «Не успеваю за всеми приглядеть».


Обычная рабочая смена обычной дежурной по переезду. Таких, рядовых и в общей массе незаметных, на российских дорогах тысячи. Но порой от одного их внимательного взгляда зависит очень много.


Однажды в марте


Тот мартовский поезд тоже шел из Косы. Только смена у Алевтины была дневная. Случилось это около семи часов после полудня – в начале весны в это время темновато.


Она нарушила инструкцию сразу же. Вместо того, чтобы «стоять с фонарем лицом против движения поездной единицы», Алевтина развернулась следом за миновавшим переезд локомотивом. Сделала это непроизвольно: внимание дежурной по переезду зацепила восьмая колесная пара. Колесо шло юзом. Как-то неприятно для ее слуха стукнуло о рельс и заискрилось.


Алевтина схватилась за рацию:

– Машинист грузового, ответьте!


Дело закончилось тем, что на станции Зуевка электровоз отцепили. «Нашей переездной Алевтине машину за это надо подарить!» – сказал машинист грузового, когда увидел разрушение моторно-якорного подшипника 8 ТЭД с коллекторной стороны. В акте же зафиксировано: «На восьмой колесной паре электровоза ВЛ80С
№ 1110 имеются ползуны: слева – старый ползун глубиной 0,8 мм и свежий глубиной 3,0 мм, справа – старый ползун глубиной 0,8 мм и свежий глубиной 3,0 мм».


Алевтине выписали премию.


Каждый – родной


– У нас в ПЧ-13 все стараются, – пытается сгладить она неловкость за свой трудовой подвиг, предотвративший крушение. – У каждого отгулы, все выходят на путь и в день, и в ночь, если вдруг рельс дефектный. Я бы всем путевку в санаторий выписала.


Санаторий для каждого – это ее голубая мечта. Алевтина Дерягина – профгрупорг Зуевского участка дистанции пути. На ее плечах юбилеи, посещения заболевших, забота о ветеранах. А что для человека главное? Конечно, здоровье.


И мы с профгрупоргом Дерягиной до конца ее смены то и дело возвращаемся к профсоюзным нововведениям, среди которых ее особенно радует разрешение выделять деньги на посещения заболевшего не с десятого дня госпитализации, как раньше, а с первого. Особенно это важно для стариков, отработавших на дороге десятки лет и ставших родоначальниками династий. Алевтина знает их и их детей-внуков по именам. Неудивительно, что каждый машинист кланяется ей из кабины локомотива. Как же такому не спасти жизнь и здоровье, пропустив неполадку в поезде?


И психолог, и толкач


А машинисты в ответ говорят: «Да Алевтина же Юрьевна начинала свою трудовую жизнь воспитательницей в нашем железнодорожном садике, многих из нас, можно сказать, ходить учила! Как же такой дежурной по переезду не поклониться за ее тяжелый труд!»


Труд правда нелегкий. Полсотни метров в обе стороны от переезда дежурная должна содержать в идеальном состоянии. В буран она со щитком для очистки снега. В половодье – с лопатой для отвода воды. Путейский ключ – продолжение ее руки. Болт ли закладной открутился, в стыках ли накладки отошли – она обязана справиться своими силами. Поправлять резино-кордовый настил, соединяя тяжелые отошедшие друг от друга пласты, – тоже функция дежурной. Еще ее обязанности – профилактические беседы с водителями, обучение их действиям на переезде при чрезвычайных ситуациях. А уж если на путях какая-нибудь машина застрянет, то дежурная – и тягач, и толкач, и психолог.


– Вот «скорой медицинской помощью» быть не случалось, – с облегчением признается Алевтина. И потихоньку крестится. – Спаси и сохрани!


Хотя принимать на себя ответственность приходилось и ей, и четырем ее сменщицам. Если к примеру, развал груза или машина останавливалась по вине водителя, дежурная по переезду обязана сорвать пломбу на заградительной сигнализации и запустить ее. Включится красный сигнал светофора. Если на приближении есть поезд, он встанет.


Согласно инструкции


В канун выхода этого номера газеты стало известно еще об одном факте бдительности дежурной по переезду Алевтины Дерягиной. В проходящем поезде № 1868 у девятнадцатого с хвоста вагона она заметила высыпание груза.


Вот строгие строки протокола: «Согласно пункту 13 «Местной инструкции по обслуживанию охраняемого переезда 1061 км» ДПП Дерягина по радиосвязи доложила машинисту грузового поезда Глушкову, ДСП станции Зуевка, ДИСК станции Балезино о выявленной неисправности. Для осмотра неисправного вагона поезд № 1868 был остановлен».


В России около двадцати тысяч автомобильных переездов через железнодорожные пути. В системе ОАО «РЖД» – 13,6 тысячи, из которых более четверти обслуживаются дежурными работниками. Одна из пятнадцати тысяч дежурных – Алевтина Дерягина, маленькая скромная женщина вятской глубинки, которая уже спасла железной дороге добра на миллионы рублей.

Автор: Лариса Андрюшина


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»