Алексей Демичев и сам не может объяснить, почему у него тогда возникло подозрение на дефект. Внешних признаков трещины не было никаких. Однако, осмотрев весь состав, он вновь вернулся к этому вагону и стал пристально всматриваться в ничего не говорящий металл горизонтальной поверхности рамы. Может быть, вот это маленькое ржавое пятнышко, выступающее из-под пластины надбуксового проёма, что-то значит? Да, ко всему прочему, место трещины было закрыто износостойкой накладкой. Большой был риск промахнуться с диагнозом, заявив вагон в отцепку. Однако, какое-то шестое чувство, развивающееся с годами у внимательных осмотрщиков, подсказывало: здесь что-то не в порядке…
Теперь эта боковая рама, произведённая в 1991-м году, выставлена как музейный образец на площадке возле административного корпуса пункта технического обслуживания Великие Луки.
– Микроскопическую трещину в зоне внутреннего радиуса R-55 горизонтальной опорной поверхности боковой рамы мы обнаружили только после того, как тщательно очистили раму от сгустков краски, – рассказывает про тот случай заместитель начальника вагонного эксплуатационного депо Новосокольники по эксплуатации Станислав Кононов. – А ржавое пятнышко оказалось просто случайной каплей сурика. Но это выяснилось тогда, когда мы сняли износостойкую пластину надбуксового проёма.
Значит, глазами этот дефект Алексей точно не мог увидеть. Да к тому же, рама была таврового литья. Случаи изломов таковых на сети РЖД были единичные, а в Великих Луках на тот момент – и вообще первый. Трещины и раковины выявлялись обыкновенно в рамах коробчатого типа. Одним словом, прославился А лексей Демичев не только в масштабах депо Новосокольники, но и всей Октябрьской дороги. За выявление той, совершенно скрытой от невооружённого глаза, трещины его наградили знаком «За безопасность движения».
Были у осмотрщика вагонов и другие поводы загордиться. Он удостаивался звания лучшего по профессии на ОЖД. Представлял вагонное хозяйство магистрали на сетевом конкурсе профессионального мастерства, где они с Алексеем Козловым (также работником ПТО Великие Луки) показали лучшие результаты. Но отблеска славы не замечаю на лице Демичева. Более того, от внимания к своей персоне Алексей очень смущается, немногословно отвечая на разные вопросы.
– На что потратили 15 тысяч рублей – премию за выявление особо сложного дефекта?
– Подремонтировал машину.
– Какие увлечения?
– Электроника и электрика.
После школы поступил в Великолукский техникум железнодорожного транспорта. Потом устроился на ПТО. Сначала трудился слесарем на текущем отцепочном ремонте, но как только представилась возможность – перешёл в осмотрщики-ремонтники. Работа эта больше нравится, потому что творческая... Трудно себе представить творческую составляющую процесса осмотра поездов, но я верю Алексею Демичеву. Ведь поиск чего бы то ни было – это творчество.
Когда речь заходит о способах и методах выявления дефектов, Алексей становится разговорчивее.
– Особое внимание – колёсным парам, боковым рамам и буксовым узлам. Смотришь на косвенные признаки. Например, если на колёсных парах есть ползуны, значит, больше ударов о боковину, – поясняет осмотрщик. – Динамическая нагрузка на раму увеличивается, так что есть вероятность её дефекта. Главное в нашем деле – внимание. Чуть отвлёкся, переключился – кто-то окликнул – и можешь пропустить дефект. Мы даже мобильники отключаем, когда смотрим поезд.
Поездов в смену – от 9-ти до 15-ти на приём и столько же на отправление. Не самый напряжённый пункт технического обслуживания на Октябрьской. Однако есть и своя специфика. Здесь обслуживаются и грузовые, и пассажирские, а последним – особенно пристальное внимание требуется, и отправить их нужно точно по графику. Поэтому Алексей, успев осмотреть грузовой поезд со своей стороны вокзала, спешит помочь бригаде на другой стороне. Но об этом мне рассказывает уже начальник ПТО Сергей Васильев:
– Алексей Демичев – инициативный, технически грамотный и очень ответственный работник, с развитым чувством товарищества, когда свободен – помогает другим. Требователен к себе и к коллегам по работе.
Ещё, как гласит характеристика руководства и профсоюзной организации, Алексей Николаевич «качественно, без браков, своевременно и без задержек производит обработку подвижного состава в проходящих поездах, а также отцепку вагонов с выявленными неисправностями, угрожающими безопасности движения». По системе оценки кадрового потенциала имеет наивысшее количество баллов.
Выбор профессии Алексей считает главным в жизни. Ошибёшься – и всю жизнь будешь маяться. Как он выбирал профессию? По семейной принадлежности к железнодорожному роду.
– Интерес к «железке» привил отец, Николай Михайлович. Он всю жизнь трудился на ПТО Великие Луки осмотрщиком-ремонтником вагонов, недавно ушёл на заслуженный отдых. Здесь же, только в другой смене, работает брат Михаил. Сестра Елена – дежурный по парку на станции Великие Луки, а муж её, Сергей Дегелау – составитель поездов, – рассказывает Алексей о своей большой семье. Кстати сказать, Сергей Сергеевич – тоже очень достойный работник и считается лучшим составителем на станции.
В профессиональный праздник у них принято собираться в родительском доме, что в Малом тупике, в пятнадцати минутах от станции. Если хорошая погода, праздничный стол накроют во дворе, среди плодовых деревьев и цветов. Сестра разводит розы. Хозяйка дома, Тамара Ивановна, выращивает овощи. Впрочем, мужская половина активно помогает возделывать сад-огород на двенадцати приусадебных сотках. К августу вырастают и огурцы, и помидоры.
Как-то Алексей был в командировке на станции Лужская. Богатая, перспективная станция! И зарплата у осмотрщиков там побольше. Но когда мастер предложил Демичеву остаться на постоянную работу, он не согласился. Объясняет просто, словами поговорки: «Где родился, там и пригодился». Но думается, что хорошо развитая «корневая система» рода привязывает его к родному городу.
Есть о чём поговорить отцам и детям в семье Демичевых – о прошлом, настоящем и будущем транспорта. Все проблемы можно обсудить в своей железнодорожной среде без оглядки на посторонних. Есть за что и рюмку поднять. На этот раз – ещё и за успехи сына и брата. За предотвращение угрозы безопасному движению поездов Алексей Демичев награждён именными часами начальника дороги. В мае он выявил очередной опасный дефект вагона в грузовом поезде – трещину наружной вертикальной стенки боковой рамы в зоне радиуса R-55.
В каком-то смысле этот случай можно расценивать как подарок самому себе. 16-го Алексею исполнилось 33 года, а 17-го он нашёл дефект. Знаю-знаю, что правильно с точки зрения ревизоров по безопасности движения и циркуляров их ведомства говорить «выявил».
Но, всё же, глаголы «искать» и «находить» более точно передают состояние вагонника, сосредоточенного на осмотре. И в этом мы с Алексеем Демичевым солидарны.
Автор: Галина Морозова
Forum with id 24 is not found.