Дорожный мастер 15-го околотка станции Черепаново Инской дистанции пути Валерий Быков 7 раз подтверждал звание «Дорожный мастер 1 класса», а в 2012 году и вовсе стал лучшим по профессии на сети дорог. Такая оценка была неожиданной, в том числе и потому, что на околотке он работает недавно.
Главное – иметь желание
Как подтверждает Валерий, удивление было вызвано не только фактором неожиданности, но и тем фактом, что на 15-й околоток он пришел в феврале 2012 года.
Хотя, по признанию его коллег, а всего в смене работают 26 человек, новичком, как на железной дороге, так и конкретно на Инской дистанции пути, его назвать никак нельзя. Дело в том, что в дистанцию он пришел работать в 1992 году.
– Сюда я приехал из Средней Азии, ситуация в те годы была не очень благоприятная, поэтому решил переехать к родственникам в Черепаново, – вспоминает железнодорожник.
Конечно, помощь родственников молодому парню пригодилась, но все же оказаться в чужой стране с беременной супругой на руках – страшно.
– Нужно было срочно искать работу. А годы были такие, что даже если найдешь что-то подходящее, то еще нужно честно заработанные деньги суметь получить, – печально улыбается Валерий Быков.
Супруг родной тети, у которой остановились молодые, видя как парень безрезультатно обивает пороги местных предприятий, посоветовал сходить тому к начальнику станции.
– Он работал вагонником, поэтому знал, к кому надо обращаться, – улыбается, теперь уже весело, Валерий.
Подсказка железнодорожника не прошла даром: хотя на станции вакансий не было, ДС отправил молодого парня в дистанцию пути к дорожному мастеру Александру Пичуеву. Тот только взглянул на него, задал несколько вопросов и понял, что парень с потенциалом.
– У вас не было опыта, хотя бы представляли себе, где придется работать? – спрашиваю я Валерия.
– Знаете, сколько за мою практику на дорогу приходило людей со стороны, без опыта? В те времена сильно не обучали, учились на месте. Могу сказать, что уже через пару месяцев такие работники превращались в профессионалов. Главное – иметь желание, – отвечает он.
Учимся на одном курсе с дочкой
Как всегда отмечал первый наставник Валерия – Александр Пичуев, – того всегда отличало упорство. Еще одним хорошим качеством молодого монтера пути было то, что он запоминал все сказанное ему. Все советы и подсказки.
– Я больше практик, чем теоретик, – признается Валерий. – Мне лучше самому все увидеть и своими руками повторить, чем в книжке прочитать.
Хотя, как смеется наш герой, жизнь преподносит всякие сюрпризы. Ему все же пришлось учиться теории. Дело в том, что когда встал вопрос о назначении Валерия дорожным мастером, выяснилось, что для этого ему нужно образование...
Сейчас Валерий учится заочно на 3-м курсе СГУПСа. Самое интересное, что его дочь Анжелика тоже учится в СГУПСе, тоже на 3-м курсе, правда на другом факультете – «Управление процессами перевозок», а его сын Артем в этом году впервые переступил порог этого славного железнодорожного учебного заведения.
– От вашей семьи в СГУПСе сейчас целых три представителя? – шучу я.
– Да, вот такая образовалась любопытная династия, – улыбается Валерий.
– Скажите, ваши дети гордятся тем, что вы в свои годы пошли на такой шаг?
– Думаю, да. Но знаете, в этом нет ничего выдающегося. Сейчас такое время, что без образования – никуда. Поэтому заочно учатся много моих ровесников, людей старше меня.
– Теперь-то, с практическими навыками, теория легко дается?
– Я бы не сказал, что у меня с теорией туго было – в школе в хорошистах всегда ходил, просто схватываю быстрее на месте. А сейчас, когда мои знания подкреплены более чем 20-летним опытом, теоретические задачи кажутся не такими и сложными.
Стартовая площадка для бригадира
Хотя со СГУПСом Валерий познакомился намного раньше – в 1994 году. Именно тогда он прошел обучение на бригадира и дорожного мастера. Проработав около 2 лет монтером пути, он вернулся в Черепаново уже бригадиром. Правда для того, чтобы набраться опыта, ему пришлось 1,5 года отработать на подъездных путях.
– Подъездные пути – это такая стартовая площадка. Обычно отсюда начинают все бригадиры.
– В чем причина?
– Просто это же не главный ход, ответственности меньше. А так пути и стрелки те же самые.
– Когда набрались опыта – перешли на главный ход?
– Да, у меня в подчинении было 8 монтеров пути и мы должны были обслуживать 15 стрелочных переводов, участок главного пути, северный парк. В общем, работы и ответственности прибавилось, но я был только рад этому.
Наработав солидный опыт, Валерий понял, что надо двигаться дальше. Да и обстоятельства этому способствовали: в 2001 году начальник Инской дистанции пути Александр Козлов предложил ему стать дорожным мастером на соседнем околотке – станции Посевная.
В подчинении Валерия теперь работали 2 бригадира и 10 монтеров пути. Отвечать приходилось за содержание 15 стрелочных переводов и 14,3 км главного хода. В этот период ему снова довелось приобрести новые знания на практике. Так, к примеру, в это время там впервые уложили бесстыковой путь.
– Когда я пришел на Посевную, увидел «убитый» путь. Стали мы его доводить до ума. Представьте мою радость, когда я узнал, что вместо 25-метровых звеньев у нас появятся плети от 450 до 800 метров. Мы научились с ним работать и выправили ситуацию с балловой оценкой.
Кстати, когда Валерий пришел на Посевную, то балловая оценка пути составляла ужасающие 45 баллов, а когда он в 2012 году перешел на 15-й околоток в Черепаново, то она составляла 12 баллов.
– Как добились разительных перемен?
– Брал технику когда мог, работали даже в выходные. Но мне не привыкать, – улыбается он. – В том году, уже на 15-м околотке, были вопросы по геометрии стрелок, да и профиль пути был в нелучшем состоянии. Еще и по полосе отвода у комиссии начальника дороги на весеннем осмотре были вопросы. Нам также пришлось работать в выходные, бросили на решение этих проблем все силы. Результат налицо: на осеннем осмотре по этим вопросам не было замечаний.
– Мы с вами плавно подошли к прошлому году. Как вы считаете, за какие заслуги вам присудили это звание?
– Правда не знаю, за что дается звание «Лучший мастер». Но думаю, что за содержание стрелочных переводов, полосы отвода, выполнение нормативных документов – в общем, обычная работа. Просто в том году я поставил себе целью: привести в порядок стрелочные переводы, полосу отвода и добился выполнения. У меня, вообще, все распланировано до 2015 года: хочу весь околоток перевести на железобетонное основание. Главное, что коллектив околотка понимает свои задачи.
– Напоследок поделитесь секретом управления коллективом?
– Самое главное – не врать людям. Они вранье быстро почувствуют, и тогда за тобой никто не пойдет.
Автор: Виктор Мусиенко
Forum with id 24 is not found.