Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
«Улыбка» на миллион

«Улыбка» на миллион

Виталий Бобренок, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Инская

Осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Инская Виталий Бобренок, проверяя тормозную систему грузового состава, обнаружил в колесе одного из вагонов огромную трещину в 600 мм. Обод был на пределе, и шансов на то, что вагон доехал бы до пункта назначения, не было.


На очереди – «кольцовка»


Мартовский день начинался как обычно. Виталий уже успел проверить тормозную систему у нескольких составов – существенных недостатков не нашел, так, все по мелочи. У одного вагона замедленный отпуск тормозов, у другого, наоборот, самопроизвольный отпуск. Где-то обнаружил утечки, есть несколько неисправных рукавов, требующих замены. В общем, рутинная работа. Ему-то, уже несколько лет работающему с тормозами, к таким проблемам не привыкать – решаются на раз-два.


Вообще, Бобренок на железной дороге трудится больше 12 лет. За это время успел побывать и монтером пути, и слесарем по ремонту подвижного состава. Последние годы работает осмотрщиком-ремонтником вагонов в эксплуатационном вагоном депо Инская, «специализируется» на осмотре тормозного оборудования, причем, преимущественно поездов, следующих из Кузбасса.


– Так, следующая на очереди «кольцовка», груженная углем, – глядя на часы, промолвил он и в уме прикинул, на какие детали следует обратить пристальное внимание.


Осмотрщики такие поезда любят – вагоны в них всегда однотипные и не надо постоянно переключаться с одного типа на другой. Можно сконцентрировать свое внимание на наиболее проблемных узлах и, где следует, подольше задержаться.


Секунда миллионы бережет


Оператор сообщил бригаде из трех человек («Хорошо, что еще один добавился, быстрее управимся», – радостно подумал Виталий), что поезд «зарядился», сейчас он его «затормозит» и можно будет идти проверять состав. Нужно было сделать полную пробу тормозов.


На самом деле все они давно привыкли к этому распорядку: сначала поезд прибывает в парк «Зело» станции Инская, затем его ставят «на воздух» – отцепляют локомотив, берут стационарную установку и на тормозной рукав цепляют шланг, имитируя таким образом реальную работу механизмов. Когда оператор видит, что поезд уже «зарядился», при помощи пульта управления тормозит состав, и осмотрщики-ремонтники вагонов проверяют, все ли тормоза сработали как надо.


Распределив вагоны, Виталий Бобренок направился к первому. Время приближалось к обеду, а это значит, что прошла уже треть смены. Удивительно, но даже за этот длительный срок у осмотрщика-ремонтника вагонов глаз «не замыливается».


– Хорошо, что успел нормально выспаться, все-таки сон очень много значит, – сказал он сам себе, издали присматриваясь к полувагону. – Сейчас главное, не только осмотреть тормоза, но и заодно проверить колеса.


Несмотря на то, что Бобренку нужно проверять только тормозное оборудование, Виталий всегда старался как можно тщательнее осмотреть весь вагон. Что поделать, не закрывать же глаза. Идешь вдоль вагона, а взгляд все равно бегает по главным узлам – а вдруг дефект. Эта груженная «кольцовка» требовала особого внимания – часто в таких составах находятся вагоны с тонкомерными колесами, где обод колеса менее 35 мм. К таким колесам у осмотрщиков более внимательное отношение, ведь вероятность появления в них трещин многократно увеличивается.


Конечно, Виталий знал, что на подобных колесах трещины появляются, в основном, на внутренней стороне. И что обнаружить ее, не нырнув под вагон и не посветив фонариком, невозможно. А на это времени нет, ведь на проверку тормозов всего состава дается 25 минут. Но профессиональная привычка подсказывала: кинуть взгляд на колесо займет секунду, а увидеть можно многое...


...Грузовой состав, мерно покачиваясь, подъезжал к Барабинску. Позади остался Новосибирск, где на Инской у поезда проверили тормоза.


Машинист с полуслова понимал многотонную машину, которая с легкостью тянула длинный 70-вагонный состав. Там, сзади, был тыл. Там он чувствовал, что все в порядке, все проверено и работает надежно. А вот впереди путь требовал внимания. Кто знает, что может случиться...


«Такого никогда не видел!»


...Осмотрев все свои вагоны по одной стороне грузового состава, Виталий Бобренок дождался отпуска тормозов и перебрался на другую сторону.


Напевая себе под нос мелодию, которая прицепилась к нему с самого утра и успела надоесть, он осмотрел два вагона. И вдруг песня оборвалась на полуслове: но одном колесе – тонкомерном! – возле буксы он заметил странную полоску. Быстро приблизившись к нему, Виталий наклонился. Полоска уходила под буксу и была ни чем иным, как громадной трещиной в 600 мм, тянувшейся внизу вдоль обода. Казалось, что колесо улыбается ему старческой беззубой улыбкой. Видно было, как из центральной части трещины лезла ржавчина, а вот по бокам она была блестящая – в пути разошлась под нагрузкой. Виталий осмотрел колесо со всех сторон. Расход был такой большой, что линейка свободно проходила насквозь. Конечно, осмотрщик видел в цехе текущего ремонта колеса с похожими трещинами, но там они были выставлены для наглядности, а здесь вот она – смотрит на тебя.


Дальше Виталий действовал «на автомате» – вызвал старшего по смене. Расписал с двух сторон больной вагон в цех текущего ремонта. А людей вокруг становилось все больше: начальник ПТО, другие осмотрщики, которые своими глазами хотели увидеть эту трещину, чтобы она прочно осталась у них в памяти.


– 27 лет работаю здесь, а такого не видел! – удивленно качал головой мастер ПТО Юрий Башкатов...


...Поезд спокойно подъезжал к Барабинску. До Омска осталось еще приличная часть пути, поэтому машинист немного погрустнел. Хотя чего здесь грустить? Поезд катится отменно, все работает, как часы. Машинист не знал, что совсем недавно на станции Инская Виталий Бобренок отцепил вагон, у которого в колесе зияла огромная трещина в 600 мм. Машинист даже не догадывался, что стоявшие вокруг Виталия железнодорожники в один голос утверждали, что осмотрщик спас дорогу и компанию от большого ЧП, потому что с таким колесом доехать до Омска невозможно. Машинист не знал всего этого и ехал спокойно...


А через месяц Виталия Бобренка приказом начальника Западно-Сибирской железной дороги Анатолия Регера наградили знаком «За безопасность движения».

Автор: Виктор Мусиенко


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»